Российский фондовый рынок “отвязался” от цен на нефть

Причины могут заключаться в политическом дисконте, снижении прогнозов по российской экономике, поведении иностранных инвесторов
Bloomberg

Цена фьючерсов на нефть марки Brent сейчас находится в районе $115 за баррель ― не очень сильно ниже рекордных уровней середины 2008 г. и начала 2011 г. Однако российские индексы находятся значительно ниже уровней, зафиксированных тогда при аналогичных ценах нефти.

Дело в том, что с прошлого августа российский рынок акций значительно оторвался от цен на нефть марки Brent, следует из динамики их котировок (см. графики). Так или иначе индекс РТС следовал за котировками этого сорта нефти с 2000 г.

Динамика индекса РТС и нефти Brent с 2000 г.

Динамика индекса РТС и нефти Brent с марта 2011 г. (1.03.2011=100)

Пока нельзя сказать, что рынок полностью отвязался от цены на нефть, но возник дисконт, подтверждает стратег Citi Андрей Кузнецов – по всей вероятности, из-за разочарования рынка относительно реформ в России. По его оценке, сейчас этот дисконт составляет 20-25%, а появился он в августе-сентябре прошлого года, «когда стало ясно, что выборы не принесут изменений в политической системе».

Хотя цены на нефть высокие, прогнозы по росту российской экономики регулярно снижаются, а значит, стоит ждать и ухудшения показателей отечественных компаний, из-за чего внимание инвесторов смещается на другие рынки, отмечает управляющий директор УК "Флеминг фэмили энд партнерс" Юрий Селяндин. Кроме того, добавляет директор департамента управления активами Allianz Investments Михаил Акрамовский, в текущей высокой цене на нефть заложена значительная премия за политический риск, связанный с обострением ситуации в Сирии и Иране, а значит, ее цена может существенно снизиться.

Проблема не в макро-, а в микроэкономике, инвесторам не хватает набора акций эффективных, динамичных и недорогих компаний, считает руководитель аналитического отдела УК «Русский стандарт» Сергей Суверов: «Долгосрочные же ожидания в отношении стоимости сырьевых активов довольно пессимистичны».

Подобные эпизоды расхождения динамики индекса и цены нефти, правда не столь длительные, были и в 2009-м, и в 2010 г., отмечает Михаил Королюк из «Солида». Одно из объяснений, по его мнению, в том, что налоговая политика государства нацелена на то, чтобы наибольшую часть доходов от роста цен на нефть направить в казну. «В последние пару лет были достаточно существенные изменения в этой области, что и могло вызвать «расцепление» динамики цены на нефть и акций российских компаний», – указывает он.

Кроме того, развиваются несырьевые компании, их доля в индексах постепенно нарастает, а значит, снижается чувствительность индекса к колебаниям цен на сырье. Сейчас доля компаний нефтегазового сектора в основных индексах составляет около 50%. В прошлом десятилетии эта доля составляла около 60%.

Высокая корреляция между ценами на нефть и динамикой индекса РТС сохраняется, но снижается, говорит управляющий «Ренессанс управление активами» Дмитрий Михайлов. Удивительно, но между рынками России и континентальной Европы наблюдается на редкость тесная связь (корреляция около 0,9), и порой она даже теснее, чем с традиционными ориентирами – ценами на нефть и динамикой развивающихся стран в целом, добавляет он.

По мнению Михайлова, секрет в том, что львиная доля обращающихся на биржах российских акций принадлежит иностранцам, а среди них больше всего европейцев; соответственно, «как только у европейцев появляются лишние деньги, они бегут покупать акции, как домашние, так и российские, и наоборот». Правда, российский фондовый рынок падает сильнее европейских за счет значительно меньшего количества местных институциональных инвесторов, добавляет Михайлов.

Брать текущий уровень ближайшего фьючерсного контракта на нефть и сравнивать с ним значение РТС не совсем верно, считает Сергей Езимов, портфельный управляющий Wermuth Asset Management. Краткосрочные цены на нефть волатильны и зависят от геополитичеких и прочих нефундаментальных факторов, а что действительно важно – так это долгосрочные ожидания, указывает он: “Исходя из долгосрочных данных можно использовать простое правило для нахождения справедливого значения индекса РТС: текущее ожидание по долгосрочным ценам умножается на 17. При текущем значении длинного конца фьючерсной кривой на нефть в районе $90 за баррель справедливое значение РТС получается около 1530 пунктов”.

Сегодня индекс торгуется на уровне выше 1430. “Правило 17”, конечно, – упрощение реальной ситуации, на может служить некоторым ориентиром, хотя возможны сильные отклонения, говорит Езимов. Он указывает, что на пике кризиса осенью 2008 г. этот показатель был ниже 10, а во время спекулятивного притока инвестиций на российский рынок в 2007 - начале 2008 г. держался в районе 30.