Где взять силы повысить производительность труда


Финансово-экономическая турбулентность последних лет испытала многие предприятия на устойчивость, и для всех без исключения стала хорошим уроком. В результате бизнес, столкнувшись с необходимостью что-то менять в своей работе, посчитал для себя первоочередной задачей сокращение издержек. Компании уменьшали бюджеты, сокращали персонал, но не всегда эти действия сопровождались увеличением производительности труда и повышением эффективности производства.

Не все потеряно. Сегодня Россия отстает от стран «большой семерки» по производительности труда в 2,5 раза, а по энергоэффективности – в три раза. Рассчитанный по паритету покупательной способности уровень ВВП на душу населения в России составляет $19 000 на человека. Это самый высокий показатель в странах BRIC, но нельзя забывать о большей численности населения остальных трех этих стран. Ориентиром должен быть среднеевропейский уровень, равняющийся порядка $30 000 и, чтобы достичь его, необходимо приложить серьезные усилия со стороны государства, бизнеса и каждого гражданина. Правительство поставило цель достичь этого показателя до 2020 г.

Производительность труда по паритету покупательной способности, $/чел., 2011 г.

Источник The Conference Board

Чтобы реализовать задуманное, темпы роста этого показателя должны держаться на уровне 7-8% в год. Даже с учетом демографического спада они не должны быть меньше, чем 5-6% в год. При достижении таких темпов роста производительности труда можно будет констатировать значительное улучшение инвестиционного и делового климата, увеличение конкурентоспособности и значительный прогресс в импортозамещении.

Справедливости ради следует сказать, что сдвиги в этом направлении идут, и весьма ощутимые. За последние четыре непростых года некоторые отрасли продемонстрировали впечатляющие двузначные цифры увеличения производительность труда. К ним можно отнести пищевую, легкую, деревообрабатывающую, автомобильную промышленность и другие. Причем важно, что этот процесс происходил не столько за счет энергетических корпораций, сколько благодаря предприятиям среднего и малого бизнеса (см. данные Росстата). То, что рост производительности труда в России в 2010 г. превысил 3% после падения на 4% годом ранее, можно считать большим успехом, если не чудом. Характерно, что после кризиса основной рывок в повышении производительности труда был сделан в 2010 г. именно обрабатывающим сектором.

Динамика производительности труда в РФ

Источник: Росстат

Однако важно, чтобы остальные отрасли не только подключились к этому процессу, но и как можно быстрее приблизились к докризисным темпам роста. Пока же Россия (с показателем 4,4% в 2011 г.) продолжает отставать от самых динамичных экономик BRIC – Индии и Китая, где производительность труда выросла в 2011 г. на 5,2 и 8,8% соответственно.

Динамика производительности труда в странах BRIC

Источник: The Conference Board, расчеты – банк «Хованский»

Как повысить производительность труда. Россия располагает емким внутренним рынком и значительными географическими преимуществами. Да и макроэкономические показатели, в том числе низкий государственный долг и стабильность бюджетной системы, позволяют государству включиться в реализацию программы роста отечественной экономики. Обладая прочным фундаментом, необходимо активно и комплексно применять различные средства для реализации поставленной задачи.

Внедрить «бережливое производство» и не стать Скруджем. Приемы минимизации потерь и усиления ориентированности в производственных процессах на потребителя хорошо отражены в концепции «бережливого производства» — философии менеджмента Toyota. Эта концепция достаточно популярна и в России: она используется или находится на стадии внедрения приблизительно в 30-50% крупных компаний. Этот подход актуален для всех без исключения отраслей экономики, сфер производства, торговли и услуг.

Правда, тут надо четко понимать границы между справедливой экономией, минимизацией потерь и неоправданным урезанием расходов. Поучительной можно назвать недавнюю историю банкротства крупнейшей западноевропейской сети товаров для дома — Schlecker. Причиной банкротства дискаунтера стало максимальное урезание зарплат персоналу, предельная экономия на помещениях и удобстве обслуживания, обременение долгосрочными обязательствами по аренде помещений на фоне необдуманной политики безудержного расширения географии торговой сети. В результате эффективность работы компании и производительность труда ее сотрудников были на порядок ниже, чем у конкурентов. Эта ситуация спровоцировала разочарование целевой аудитории в услугах компании, и, как следствие, привело к падению доходов. Schlecker в последние годы получала значительные убытки, которые наряду с непомерными обязательствами стали причиной банкротства.

Мотивация не помешает. Производительность труда и эффективность производства можно повысить и с помощью социально-психологических методов, таких как правильная мотивация персонала, грамотная корпоративная культура, предоставление сотрудникам социальных гарантий, обеспечение карьерного роста и множества других инструментов.

Комплексная модернизация и роль банков. Однако наиболее действенным инструментом, с помощью которого можно кардинально повысить как производительность труда, так и эффективность производства, надо признать модернизацию. Под ней следует понимать не только обновление основных средств, но и процесс заимствования технологий, повышение квалификации сотрудников, инновационную деятельность, использование более совершенных сырьевых материалов и т.д. Это комплексный процесс, который должен финансироваться всеми возможными средствами, начиная от государственных субвенций и заканчивая инвестированием, самофинансированием и, конечно же, банковским кредитованием.

В связи с часто меняющимися аппетитами к риску иностранных инвесторов вряд ли стоит полагаться на их первостепенную роль в этом процессе. Опрометчиво надеяться и на то, что промышленность сама модернизирует себя за счет своих же средств. Кроме того, российский публичный рынок долгового капитала пока остается уделом для относительно небольшого числа компаний, лишь время от времени открывая для них свое «окно». Долевое финансирование с помощью фондов прямых инвестиций набирает обороты, но его масштаб в пределах всей отечественной экономики еще очень невелик. В результате финансовой платформой для модернизации пока остаются банки. Предприятиям остается рассчитывать в большинстве случаев только на банковские кредиты, которые, бесспорно, должны быть усовершенствованы и «заточены» под острую необходимость модернизации и обновления промышленности.

Сегодня российские кредитные организации способны предложить услуги под различные задачи компаний. Для закупки оборудования за рубежом можно использовать международное торговое финансирование, что значительно снижает стоимость покупки (например, с 13-15% годовых при традиционном рублевом кредитовании до 5-7% годовых при аккредитивах). Для более крупных инвестпроектов существует проектное финансирование. Никто не отменял и возможности лизинга. Хотя есть к чему стремится и в области оптимизации традиционных банковских кредитных продуктов.

Не забывать про потребителя. В заключении хочется сделать ремарку о том, что сами по себе модернизация и внедрение инноваций не приносят результатов. Яркий антипример – банкротство Eastman Kodak, обусловленное тем, что компания стала работать вопреки рыночными правилам и «невидимая рука рынка» сделала свое дело, даже несмотря на портфель патентов объемом в $3 млрд. Более того, Kodak изобрела первый цифровой аппарат, ставку на который руководство компании не сделало только из-за того, что он не нуждался в фотопленке – основе бизнеса Kodak. А, значит, модернизация будет успешна в том случае, если она будет ориентирована на потребителя и на его потребности и если менеджмент компаний будет идти в ногу со временем.

Автор - председатель правления банка «Хованский».