Западные фонды потянулись из России

Вслед за шведским фондом Vostok Nafta, распродавшим почти все российские бумаги, закрывается американский Third Millennium Russia, работавший в России с 1998 г.
Д. Абрамов/ Ведомости

Фонд Third Millennium Russia, инвестировавший в российские акции еще с 1998 г., прекращает свою работу. Уход с российского рынка одного из старейших работавших на нем фондов стал результатом резкого падения глобального аппетита к риску, интереса к развивающимся рынкам и изменениям в самой индустрии инвестиционных фондов.

Third Millennium Russia понес серьезные потери, а его основатель и управляющий портфелем Джон Коннор решил удалиться на покой, сообщает Bloomberg Newsweek. Максимальный объем активов под управлением фонда составлял $190 млн, но было это до кризиса 2008 г. Согласно данным на его сайте, в первом полугодии его доходность была отрицательной (-35%). В январе-феврале фонд заработал 20%, прежде чем начал нести серьезные потери, сказал 72-летний Коннор в интервью журналу.

Third Millennium Russia начал работать на российском рынке задолго до того, как он, да и развивающиеся рынки в целом попали в поле зрения основной массы инвесторов из западных стран. На инвестиционной конференции World Money Show в феврале 2004 г. в Орландо, штат Флорида, на которой присутствовал корреспондент «Ведомостей», управляющие и аналитики только начинали открывать для инвестиционной публики необозримые перспективы развивающихся рынков. Доля зарубежных активов в портфелях частных американских инвесторов тогда составляла всего 3%; эксперты советовали увеличить ее на порядок. Сэр Джон Темплтон, основатель фонда Templeton, заявил, что у американского инвестора более половины портфеля должно приходиться на зарубежные активы. Среди самых популярных советов тогда были вложения в Россию: в акции и недвижимость.

Американские инвесторы больше не находят развивающиеся рынки привлекательными, сказал Коннор Bloomberg Newsweek: “Фонды развивающихся рынков потеряли доверие инвестиционной публики. Люди боятся вкладывать деньги за рубежом, предпочитая наличность или инвестиции в США”.

Российский рынок в этом году отстает от всех основных индикаторов. Если индексы РТС и ММВБ с начала года по закрытие вторника выросли на 3,4% и 3,46% соответственно, то индекс развивающихся рынков MSCI EM – на 4,41%, американский S&P 500 – на 12,06%, индекс развитых рынков MSCI World – на 8,6%. Общемировой индекс MSCI AC World прибавил 5,96%.

Кроме того, инвесторы все больше предпочитают индексные фонды с их низкими комиссионными фондам с активным управлением, которые во все большей степени становятся нишевыми игроками. По данным EPFR Global, с начала года по 22 августа в фонды, специализирующиеся на российских акциях, было вложено $868 млн, из них $743 млн, или 86%, – в биржевые фонды (ETF), которые отслеживают динамику индексов. «В последние несколько кварталов все вложения в Россию идут через биржевые фонды, – прокомментировал журналу Мартен-Ян Баккум, стратег по развивающимся рынкам ING Investment Management. – При подавленном аппетите к риску возможность инвестировать в фонды с низкими комиссионными – серьезное преимущество».

В середине августа стало известно, что почти все российские бумаги продал другой западный пионер отечественного рынке акций - шведский фонд Vostok Nafta. На 30 июня в его портфеле оставались лишь Приаргунское производственное горно-химического объединение (5,5% голосов и пакет префов) и акции Кузбасской топливной компании. Причина в смене стратегии: если в первое десятилетие работы в России Vostok Nafta был одним из немногих серьезных игроков на рынке, то за последние пять лет конкуренция выросла, появились новые источники капитала, что привело к снижению доходности, объяснил в отчете управляющий директор фонда Пер Брилиот.