Еврозону надо спасать с помощью рыночных экономических механизмов, а не только государственными мерами


В Европе третий год продолжается кризис суверенного долга, а политические силы все активнее ограничивают инициативы по спасению евро двумя программами: «жесткие меры бюджетной экономии» для наиболее пострадавших стран и «финансовая помощь» со стороны (пока) «здоровых» северных членов зоны евро, особенно Германии. Обе программы разумны и необходимы, но их недостаточно для предотвращения коллапса еврозоны – и, возможно, всего Европейского союза.

Ориентация на жесткую бюджетную политику и финансовую помощь привела Европу к тройному кризису. Во-первых, усилился кризис евро и суверенного долга. Во-вторых, страны еврозоны и ЕС (и, прежде всего, страны-должники) переживают рецессию. Проводимая в них жесткая фискальная политика напоминает ситуацию, в которую попала Германия в 1920-е гг. А в-третьих, европейская интеграция страдает от серьезного политического кризиса. Ухудшение экономического положения еще больше накаляет ситуацию в странах, наиболее сильно пострадавших от кризиса: безработица растет, финансовые сбережения тают, а социальные трения нарастают. По мнению некоторых СМИ этих стран, именно "диктат Брюсселя" вверг их в нищету. По понятным причинам и несмотря на свое пока стабильное финансовое положение, северные страны тоже оказались в неблагоприятной ситуации. Они не горят желанием рисковать деньгами ради соседей, которые столкнулись с финансовым кризисом, «потому что оказались не в состоянии сохранить порядок в своем доме». Европу раздирают внутренние противоречия.

Чтобы вернуть веру европейцев в свою валюту и свой союз, требуется экономический рост. Финансируемые из бюджета программы роста, как мы видим, не стали выходом из сложившейся ситуации. С одной стороны, они увеличивают и без того высокую государственную задолженность. С другой, не могут справиться с кризисом, поскольку он носит не экономический, а структурный характер. Это кризис конкурентоспособности. Единственный способ разрешить ситуацию – это структурное реформирование, включающее сокращение расходов, зарплат, издержек. Что же нам следует сделать?

Путь к преодолению кризиса заключается в реализации программы роста, функционирующей по рыночным законам. С одной стороны, ее должно поддерживать государство, с другой, она должна иметь частное финансирование. Цель такой программы – расширить и модернизировать европейскую инфраструктуру. Объем инвестиций оценивается по меньшей мере в 1 трлн евро. Для финансирования программы мы могли бы привлечь средства из тех 170 трлн евро, что находятся в руках представителей частного сектора по всему миру. Очередь за политиками: они должны создать условия для «перекачки» частного капитала в инфраструктурные проекты. Это возможно путем принятия законов, которые стимулировали бы конкуренцию и инвестиции, а также путем введения идеологически нейтральных и юридически грамотных условий на основе рыночной экономики.

Первый пример среди потенциальных проектов – телекоммуникационная отрасль, где для перехода на новый технологический уровень необходимо создать каналы высокоскоростной передачи данных. Подобные проекты сталкиваются с барьерами, возведенными европейскими правительствами во времена почтовой и телефонной монополий. Частные инвестиции в этих областях оказываются просто непривлекательными. В итоге крупные поставщики телекоммуникационных услуг, такие как France Télécom, Telecom Italia, Telefonica не могут привлечь частный капитал. Если бы политики объединили усилия и приняли инновационные законы, как того требует рынок, это могло бы стимулировать стремительный рост. Инвестирование более чем 270 млрд евро в коммуникационную инфраструктуру привело бы не только к созданию нескольких сотен тысяч рабочих мест в Европе, но также повысило бы производительность труда пользователей в частном и государственном секторе. Интенсивное развитие собственной ИТ- и интернет-отрасли в Европе привело бы к возникновению своих аналогов таких американских компаний, как Google, Amazon или Facebook.

Другой пример – энергетика. В ближайшие годы Европе потребуется инвестировать 220 млрд евро в оборудование для транспортировки и хранения энергии, особенно после реформирования отрасли в Германии. Для этого необходимы общеевропейская политика в области энергетики и четкость в планировании. Пока нет ни того, ни другого. Если приводить другие примеры, на систему канализации и водоочистки требуется 200 млрд евро, на строительство дорог – 180 млрд евро.

К сожалению, в Европе господствует система взглядов, согласно которой инфраструктура должна быть максимально сосредоточена в руках государства. Впрочем, в разных странах встречаются исключения из правила. Например, во Франции водоснабжением занимаются частные компании, а правительство отвечает за электроснабжение. В Германии ситуация выглядит ровно наоборот: вода – это епархия государства, а электроснабжение входит в компетенцию частных компаний. Во многих странах существуют частные платные автодороги, но почему-то это невозможно в Германии, хотя это один из крупнейших транзитных регионов Европы. Список исключений подобного рода можно продолжать еще долго.

Даже при условии частичного частного финансирования инициатива по развитию инфраструктуры с лежащей в ее основе концепцией рыночного роста могла бы стать третьей движущей силой в рамках общей программы спасения евро. Другие две силы – это структурные изменения, обеспечиваемые политикой строгих мер для повышения конкурентоспособности и бюджетной дисциплины в южных странах, а также бридж-финансирование со стороны Германии и других северных стран еврозоны для стабилизации финансовых рынков.

Благодаря этим трем драйверам Европа, несмотря на продолжающийся кризис, может создать инновационную и высокоэффективную экономику с отличной инфраструктурой. Участвующие в процессе частные компании извлекут прибыль из роста и повысившейся эффективности; граждане получат больше высококвалифицированных рабочих мест. Увеличение налоговых поступлений и снижение государственных расходов приведет к сокращению госдолга. Наконец, люди снова обретут веру в евро и европейскую интеграцию.

Автор - основатель и почетный председатель Roland Berger Strategy Consultants.