Финансы
Бесплатный
Маргарита Папченкова| Юлия Ярош|Михаил Оверченко

Минфин: финансовый мегарегулятор на базе ФСФР и ЦБ нужно создать до 2014 г.

Министерство предложило объединить функции регулирования и надзора; но остается неясным, на какой успешный зарубежный опыт оно ссылается в обоснование своего решения
Министр финансов Антон Силуанов
М. Стулов / Ведомости

Министерство финансов предлагает создать на базе Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР) и Центробанка финансовый мегарегулятор, который заработал бы в конце 2013 - начале 2014 г., передает "РИА Новости" со ссылкой на министра финансов Антона Силуанова.

Регуляторы под одной крышей

"Мы хотим создать рабочую группу по подготовке нормативно-правовых решений в этой области, до конца текущего года подготовить всю необходимую законодательную базу, с тем чтобы в весеннюю сессию 2013 г. внести соответствующие законодательные поправки", - сказал министр. В кризисный период, утверждает он, "опыт других стран показал, что объединение в одних руках функций по регулированию и надзору значительно эффективнее". По его словам, данные предложения подготовлены Минфином для совещания, которое проведет первый вице-премьер Игорь Шувалов.

Как сообщала 7 сентября газета "Коммерсантъ", глобальная реформа финансового рынка уже обсуждалась у Шувалова 28 августа. В протоколе заседания значилось поручение Силуанову "проработать возможность создания мегарегулятора". Ее можно трактовать двояко, отмечала газета: либо отдать все полномочия Банку России, либо выделить надзор за банками из ЦБ и отдать его ФСФР.

Предложение последовать примеру ряда западных мегарегуляторов озвучил руководитель рабочей группы по созданию в России международного финансового центра Александр Волошин, писал "Ъ". По словам его источников, предложение было поддержано Минфином и главой ЦБ Сергеем Игнатьевым. Согласие последнего два не связанных между собой собеседника "Ъ" объясняли окончанием контракта Игнатьева в ЦБ в июне 2013 г.

После этой публикации Шувалов опровергал информацию о том, что он дал поручение проработать вопрос об объединении ЦБ и ФСФР. "От меня не было такого поручения ни про какое объединение, от меня было поручение Минфину провести необходимые консультации и совещания для того, чтобы понять и исследовать все тенденции по изменению регулирования (финрынков) в странах ОЭСР (Организации экономического сотрудничества и развития), в первую очередь потому, что мы вступаем в ОЭСР", — говорил Шувалов агентству "Прайм" 8 сентября.

Наиболее вероятным главой объединения ФСФР и ЦБ высокопоставленные источники "Ъ" в правительстве называли Алексея Кудрина. Но сам экс-министр финансов и глава Комитета гражданских инициатив Кудрин позже сообщил, что с настороженностью относится к созданию мегарегулятора, поскольку это может стать поводом для увеличения контроля государства над деятельностью ЦБ: если банк должен будет больше считаться с рекомендациями правительства по своей денежно-кредитной политике, то это скорее будет носить негативный характер. Он также подчеркивал, что не получал предложений возглавить мегарегулятор в случае его создания.

Есть "не только объективные мотивации для объединения, есть и материальный аспект", отмечает председатель совета директоров "МДМ банка" и бывший глава ФСФР Олег Вьюгин: "Государство не может само выполнять функцию по финансированию надзорной службы, пусть этим займется ЦБ". Объединенный надзор на всех финансовых рынках нужен, полагает Вьюгин.

Зарубежный опыт

Между тем не очень понятно, на опыт каких стран в области объединения регулирующих функций ссылается Силуанов. Функции центрального банка, который проводит денежно-кредитную политику и (хотя и не во всех странах) следит за банками, и регулятора, осуществляющего надзор за финансовыми рынками и их участниками, традиционно разделены. В США, например, первую функцию осуществляет Федеральная резервная система, а вторую – Комиссия по ценным бумагам и рынкам и Комиссия по срочной биржевой торговле. Правда, банки являются активными участниками рынка ценных бумаг, и после кризиса регуляторы заговорили о том, что их действия на рынках (за которыми следят комиссии) могут подорвать их финансовое положение в целом (которое отслеживает ФРС), поэтому ФРС надо дать больше функций по осуществлению контроля за банками.

В Германии за банками следит Бундесбанк, а денежную политику для этой и еще 16 стран еврозоны проводит Европейский центральный банк (его также предлагается наделить функциями панъевропейского банковского регулятора – сегодня соответствующий законопроект представила Еврокомиссия). За рынком, соответственно, следит Федеральное управление финансового надзора (BaFin). Вместе с тем, отмечается на сайте Бундесбанка, обе организации совместно осуществляют функции банковского надзора: “Банковский надзор не вмешивается в операции банков, но устанавливает регулирующие нормы для их деятельности”. BaFin, подконтрольное министерству финансов, было образовано в 2002 г. путем объединения управлений по банковскому и страховому надзору, а также по надзору за рынком ценных бумаг, в 2003 г. получило дополнительные функции по осуществлению контроля за кредитоспособностью финансовых институтов.

В Италии, Испании и Франции также действуют собственные регуляторы рынка ценных бумаг и центробанки. В Китае – Комиссия по регулированию рынка ценных бумаг и Народный банк Китая, в Австралии – Комиссия по ценным бумагам и инвестициям и Резервный банк.

Если вопросы надзора за финансовым сектором и находятся в ведении только одной организации, то скорее это финансовый регулятор, а не ЦБ. Именно так обстоят дела в Швейцарии и Канаде, которые относительно безболезненно пережили кризис (особенно вторая, в первой правительству все-таки пришлось помогать банку UBS). В Швейцарии Управление по надзору за финансовым рынком осуществляет надзор как за всеми финансовыми компаниями, включая банки, так и за рынком ценных бумаг, тогда как национальному банку оставлены лишь функции денежной политики и контроля денежного обращения. В Канаде единственный регулятор банков – Офис суперинтенданта по финансовым институтам, который также является основным регулятором страховых, трастовых, кредитных и пенсионных организаций. За рынком следят администраторы по ценным бумагам канадских провинций, объединенные в ассоциацию.

Среди крупных экономик, пожалуй, единственный пример организационного объединения центрального банка и финансового регулятора – Великобритания. Там также действовали Банк Англии и Управление финансовых услуг (FSA), мегарегулятор финансового сектора, созданный лейбористами по закону от 2000 г. (объединил регулирование банков, страховых, ипотечных и инвестиционных компаний). Однако в 2010 г. новое правительство консерваторов решило ликвидировать FSA. Его полномочия должны быть распределены между тремя агентствами. Независимым будет лишь одно из них – Управление по контролю за финансовой деятельностью (оно защищает потребителей финансовых продуктов и следит за финансовыми рынками), два других войдут в Банк Англии. Это Управление пруденциального регулирования с функциями надзора за всеми финансовыми компаниями (его задача – обеспечивать стабильность финансовой системы) и Комитет по финансовой политике, который будет оценивать макроэкономическую ситуацию и осуществлять меры финансового контроля. Новые структуры полностью заменят FSA с 2013 г.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать