За передачей власти в КНР может последовать всплеск госинвестиций

Китайские власти уже обнародовали план дополнительных расходов в развитие инфраструктуры на $1,6 трлн
NATALIE BEHRING/ Bloomberg

Передача власти в КНР со времен смерти Мао Цзедуна в 1976 г. сопровождалась скачком в госрасходах. Эта политическая традиция подогревания инвестиционного бума вновь может повториться, когда произойдет новая ротация чиновников. Через несколько недель на съезде компартии КНР должна произойти смена руководства страны: к власти придет пятое поколение лидеров, смену руководства ожидается и на местном уровне. Китай меняет руководство страны каждые десять лет, местные власти меняются каждые пять лет. Всплеск инвестиций наблюдался после съезда Компартии в 1977, 1982, 1987, 1992, 2002 и 2007 гг. В КНР существует тесная связь между показателями экономики и передачей власти, отмечает Цай Хунбинь из Пекинского университета.

Мировая общественность сосредоточилась на прогнозах, кто возьмет на себя руководство страной, ожидается, что вице-председатель Госсовета КНР Си Цзиньпин заменит его председателя Ху Цзиньтао, но драйвером инвестиций обычно выступает не смена первых лиц страны, а чиновников на местном уровне, отмечает Цай: «Крупные инфраструктурные и промышленные проекты обычно планируются на уровне регионов».

Китайские власти уже обнародовали план дополнительных расходов в развитие инфраструктуры - 10 трлн юаней ($1,6 трлн), Национальная комиссия развития и реформ (выполняющая функции госплана) утвердила расходы 1 трлн юаней на строительство автомобильных, железных дорог и водного хозяйства, провинции Гуаньчжоу хочет направить 3 трлн юаней в развитие туризма, город Чунцин - 1,5 трлн в семь стратегических отраслей, в первую очередь в телекоммуникации.

Финансирование столь амбициозных планов региональных планов сложно скоординировать, а экономике просто не нужен такой рост инвестиций, как был раньше, утверждают аналитики. Есть ощущение, что правительство проводит турнир среди органов местного самоуправления по росту регионального ВВП - будто тот, кто покажет наилучший результат, получит продвижение по службе: «Только это может стимулом наращивания инвестпланов на текущий момент», - считает стратег China International Capital Corporation Хуанг Хэчжу.

Цель таких стимулов - политическая задача, а не решение конкретных экономических проблем экономики, уверен Цай.

На этот год Пекин поставил цель достичь роста ВВП в 7,5%, это самые низкие темпы за 20 лет. Главное - не темпы, а качество роста, заявил ранее премьер Госсовета Вэнь Цзябао. Замедление экономики связано с закономерностями политического цикла: в преддверии съезда компартии чиновники так сфокусированы на грядущих измененияхв политическом руководстве, что отодвигают проблемы роста на второй план, считают аналитики. В большинстве случаев перед партийным съездом наблюдалось замедление инвестиций, после него - бум, говорится в исследовании Стокгольмского университета, расточительность в госрасходах всегда подстегивала инфляцию, и впоследствии для стабилизации ситуации требовалось проводить ужесточение кредитно-денежной политики.

Сейчас рычаг стимулирования инвестиций за счет госрасходов менее эффективен, чем раньше, отмечает управляющий директор Dragonomics Артур Кребер: госинвестиции уже обеспечивают около 50% роста ВВП - это беспрецедентный для крупных экономик уровень, китайские лидеры понимают, что не могут столь активно использовать этот механизм, как раньше, иначе рискуют спровоцировать масштабный кризис: «Лимит капиталоемкости инфраструктуры уже почти исчерпан».

FT, 12.09.2012, перевела Екатерина Кравченко