Дмитрий Панкин метит в мегарегуляторы

Руководитель ФСФР предложил трансформировать службу в обособленную организацию в системе Банка России, возглавляемую первым зампредом ЦБ
Smartmoney

Считаем оптимальным трансформацию Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР) в отдельную, обособленную организацию в системе Банка России, руководитель такой организации должен одновременно являться первым зампредом ЦБ, следует из письма руководителя службы Дмитрия Панкина на имя президента Владимира Путина (есть в распоряжении "Ведомостей").

По плану Панкина на первом этапе внутренняя организационно-функциональная структура и бизнес-процессы будут соответствовать существующим в ФСФР. В случае если предложение будет одобрено, предполагается подготовить и внести в Госдуму все необходимые проекты федеральных законов до 1 марта следующего года.

Если трансформацию проводить по-другому — с ликвидацией службы, — может возникнуть множество рисков, предупреждает в письме Панкин, среди них — несовместимость систем документооборота, IT-платформ; снижение качества регулирования и надзора на финансовых рынках; задержка реформы рынка ценных бумаг; проблемы, связанные со сбором отчетности участников и проч. Все эти сложности приведут к «потрясениям» для участников рынка и инвесторов, а также «вызовут репутационные риски для Банка России». Именно для этого и предлагается схема с сохранением службы - «это обеспечит необходимую преемственность и нивелирует риски».

Правительство создает мегарегулятор — единый институт, надзирающий за всеми финансовыми рынками, — уже 10 лет. Для этого в 2004 г. комиссия по ценным бумагам (ФКЦБ) была преобразована в ФСФР, которая должна была стать коллегиальным органом, регулирующим участников страхового и фондового рынков, а также банки. Три года ушло на дискуссии, является ли мегарегулятор независимым от исполнительной власти. Правительство отказалось дать ему независимость, и вскоре глава ФСФР Олег Вьюгин ушел в отставку. В кризис стало не до мегарегулятора, но в 2010 г. тему подхватил президент Дмитрий Медведев. В прошлом году он издал указ о создании мегарегулятора.

Реформа надзора на финансовом рынке началась с присоединения к ФСФР Страхнаддзору, произошло разделение полномочий между ФСФР и Минфином. Первый должен был осуществлять основную законотворческую деятельность на финансовом рынке, а ФСФР - отвечать за надзор и разрабатывать нормативно-правовые акты по ряду вопросов. Изначально планировалось, что ФСФР и Минфин будут работать в одной связке - ФСФР подчинена правительству, а министр финансов является вице-премьером - потом из правительства ушел Алексей Кудрин и схема начала меняться, рассказывает источник в финансовом ведомстве. «ФСФР пыталась забрать себе законотворческую деятельность, в итоге межведомственное согласование превратилось в вечный спор ведомств, все вопросы выносились на обсуждение в правительстве и решались уже там», - рассказывает источник.

Весной этого года Панкин пытался вернуть себе законодательные полномочия, увеличить финансирование службы и расширить ее штат, это и привело к идеи создание мегарегулятора, вспоминает участник совещания у вице-премьера Игоря Шувалова: «На одном из совещаний было решено - зачем мелочиться, надо делать радикальную реформу». В конце августа Минфину было поручено проработать вопрос создания такого органа.

Ключевые участники процесса уже поддержали идею создания мегарегулятора. «Минфин, ЦБ и ФСФР посчитали целесообразным передать функции службы в Банк России, следует из письма министра финансов Антона Силуанова Панкину, министру экономического развития Андрею Белоусову, председателю Банка России Сергею Игнатьеву и руководителю рабочей группы по созданию международного финансового центра Александру Волошину. Законодательные инициативы при этом должны будут остаться за Минфином. Согласованные предложения ведомств могут поступить в аппарат Шувалова уже на выходных - вопрос острый и неотложный, говорит источник в аппарате.