Еврозона хочет ввести "налог Робин Гуда"

Европейские страны ищут новые источники доходов: после нескольких лет споров они согласились обложить налогом спекулятивные финансовые сделки
Markus Schreiber/ АР

После заседания совета министров финансов ЕС большинство стран еврозоны заявили, что готовы ввести налог на международные финансовые операции, также известный как «налог Тобина».

В начале 1970-х гг. американский экономист, нобелевский лауреат Джеймс Тобин предложил облагать небольшим налогом сделки по торговле валютой, чтобы сократить объем спекуляций. Поступления предлагалось тратить на борьбу с бедностью или защиту окружающей среды, поэтому налог иногда называют «налогом Робин Гуда».

Еврокомиссия год назад уже предлагала ввести этот налог в странах ЕС. Идею поддерживали Германия и Франция, теперь к ним присоединились Австрия, Бельгия, Италия, Испания, Португалия, Греция, Эстония, Словакия и Словения.

Маленький шаг для этих 11 стран, но огромный прыжок для Европы, заявил замминистра финансов Австрии Андреас Шидер (цитата по WSJ). Налог станет новым источником доходов и сделает трейдеров ответственнее, надеется еврокомиссар по налогам Альгирдас Семета. До конца года должны быть готовы предложения по его введению, взимать его начнут не раньше 2014 г. Пока недостаточно ни энтузиазма, ни ясности, посетовал Семета.

Какие именно операции считать спекулятивными и по какой ставке брать с них налог – не решено. Год назад Еврокомиссия предлагала ставки 0,1% для сделок с акциями и облигациями и 0,01% для производных инструментов. По оценкам Еврокомиссии, такой налог в 27 странах мог бы приносить не менее 57 млрд евро в год. Непонятно и то, как распоряжаться этими деньгами: часть стран хотели бы сами тратить их, другие предпочитают оплатить взносы в европейский бюджет, рассказал Семета.

Против налога категорически выступают Великобритания, Швеция и Нидерланды, они опасаются за свои финансовые рынки. С 1984 по 1991 г. налог на операции с акциями и облигациями действовал в Швеции: объем торгов существенно сократился, а многие компании вывели бизнес в Лондон. Швеция предполагала, что налог принесет в бюджет не менее 1,5 млрд крон в год, но максимальные поступления составили 80 млн, указывает Peterson Institute for International Economics.

От налога пострадают все участники рынка, вложившие средства в активы любой из стран, которые введут новый сбор, предупреждает Джули Паттерсон из британской Ассоциации инвестиционных менеджеров. Если инвестор планировал приобрести качественный актив, налог на сделку никак не повлияет, а вот сделки с производными инструментами могут переместиться в Лондон и другие финансовые центры, которые откажутся вводить этот сбор, считает гендиректор хедж-фона Odey Asset Management Дэвид Стюарт.