Центробанки в денежной политике пытаются повторить трюк Диего Марадоны

Ведущие мировые центробанки принимают все более отчаянные меры для борьбы с кризисом. Их эффективность зависит от уровня доверия к денежным властям
AFP

Год 1986-й. Место действия – стадион Estadio Azteca в Мехико. Событие – матч между сборными Англии и Аргентины в четвертьфинале чемпионата мира по футболу. Через 10 минут после начала второго тайма Диего Марадона принимает мяч в центре поля, обходит пятерых английских игроков и забивает гол, который часто называют лучшим голом всех времен.

Сэр Мервин Кинг, председатель Банка Англии, считает, что гол Марадоны помогает понять природу кредитно-денежной политики. «По-настоящему удивительно то, что Марадона бежал практически по прямой. Как он при этом мог обыграть пятерых? Ответ заключается в том, что английские защитники реагировали на то, что, по их ожиданиям, Марадона должен был делать. Поскольку они ждали, что он будет двигаться вправо или влево, он мог бежать по прямой», – заявил Кинг в 2005 г.

Схожим образом центробанки, убеждая участников рынка в том, что они будут изменять денежную политику в том или ином направлении, могут сформировать ожидания, которые сделают за них всю работу.

Кинг говорил о «теории Марадоны» семь лет назад. Но в последние месяцы Федеральная резервная система (ФРС) США и Европейский центральный банк (ЕЦБ) попытались снова применить ее.

Процентные ставки в США находятся около нуля с конца 2008 г., и ФРС приходится прибегать к обещаниям: в сентябре она заявила, что будет держать ставки на этом рекордно низком уровне до 2015 г. Расчет делается на то, что словам руководителей ФРС поверят и стоимость заимствования для компаний снизится, а домохозяйства начнут брать более длинные кредиты. ФРС и ЕЦБ также попытались повлиять на пессимистичные настроения, пообещав наращивать объем активов на уже и без того раздутых балансах, пока экономическая ситуация не улучшится.

Президент ЕЦБ Марио Драги пообещал сделать все необходимое, чтобы не допустить распада еврозоны, включая покупку гособлигаций в неограниченных количествах, если оказавшиеся в кризисе страны будут проводить экономические реформы. ФРС же объявила о готовности покупать ежемесячно по $40 млрд ипотечных бумаг, пока занятость в США существенно не вырастет.

ЕЦБ и ФРС надеются, что, как и в случае с Марадоной, ожидания не ограниченной во времени скупки бондов позволят им в действительности купить гораздо меньше бумаг, чем пришлось бы покупать без таких обещаний. «Если центробанк дает твердое обещание проводить неограниченные интервенции и ему доверяют, возможно, ему вообще не придется что-либо делать, – сказал Поль Мортимер-Ли, экономист BNP Paribas. – Ралли на рынках гособлигаций периферийных стран и снижение волатильности свидетельствуют, что план [ЕЦБ] работает, и работает очень хорошо».

Доходность испанских и итальянских гособлигаций после заявления Драги снизилась до приемлемого уровня. Но в денежной политике одной только «теории Марадоны» может оказаться недостаточно. «Испанский премьер Мариано Рахой может оказаться в чем-то похожим на тех английских защитников – неповоротливым и не желающим просить о поддержке. Рынок тогда попытается проверить эту стратегию [ЕЦБ] на прочность», – говорит Мортимер-Ли.

Готовность ФРС бесконечно увеличивать свой баланс сомнений, похоже, не вызывает. Однако остается не ясным, сможет ли ФРС столь же легко убедить компании нанимать персонал, как она влияет на настроения участников рынков, либо перенесут ли банки на потребителей выгоды, которые получат от действий ФРС.

Между тем Банк Англии и министерство финансов Великобритании молчаливо признали ограниченную эффективность скупки облигаций, объявив в июне о схеме «Финансирование ради кредитования». В отличие от количественного смягчения, которое реализуется в обход банков, эта схема (она начала работать в августе) предлагает банкам тем более дешевое фондирование, чем больше кредитов они выдают компаниям и физлицам.

Дешевое фондирование – это, конечно, хорошо, но для банков крайне важным остается вопрос увеличения капитала в связи с более жесткими требованиями регуляторов, а также хоть каких-выплат инвесторам, которые уже отчаялись их увидеть. Все это означает, что для банков основной задачей остается сокращение, а не наращивание кредитования.

Если последние действия центробанков окажутся не столь эффективны, как ожидалось, им, возможно, придется нарушить правила и проводить политику, более напоминающую первый гол, забитый Марадоной в том матче, – кистью руки. Судья этого не заметил, а Марадона позднее назвал это «рукой Бога». «Ему повезло, что он тогда выкрутился», – сказал Кинг о первом голе.

Центробанкам тоже повезет, если им удастся выкрутиться в нынешней чрезвычайной ситуации.