Дуополии Glencore и Trafigura на рынке металлов угрожают новички

За минувший год сразу несколько компаний постарались укрепиться на рынке физической торговли металлами
Jason Alden/ Bloomberg

В июле 1992 г. легендарный трейдер Марк Рич попытался поставить под контроль рынок цинка. Масштабная спекуляция завершилась убытком для Marc Rich & Co в размере $172 млн, и на следующий год группа трейдеров восстала против босса и покинула компанию, чтобы основать собственное дело. Так родилась Trafigura.

Вместе с Glencore (так впоследствии стала называться Marc Rich & Co) Trafigura в течение десятилетия господствовала на рынке торговли металлами.

Однако в последнее время их дуополии угрожают молодые, дерзкие трейдинговые компании. За минувший год сингапурская логистическая компания CWT потратила около $100 млн на покупку двух небольших трейдинговых домов. Mercuria, входящая в пятерку крупнейших в мире нефтяных трейдеров, наняла порядка 20 трейдеров для работы на рынке металлов в Лондоне и Шанхае. Их примеру последовали другие компании, включая гонконгскую Noble Group, швейцарского нефтяного трейдера Gunvor, совладельцем которого является Геннадий Тимченко, и американскую торговую компанию Freeport Commodities: все они усиливают присутствие на рынке металлов. Американский инвестбанк Goldman Sachs не отстает: за последние годы он нанял нескольких трейдеров для работы на физическом рынке металлов.

Участники начавшейся в воскресенье ежегодной конференции LME Week, которую организует Лондонская биржа металлов, не оставили без внимания эти изменения. Трейдеров и инвесторов тревожит падение спроса со стороны Китая, благодаря которому цены на металлы росли; одновременно падают и прибыли компаний, работающих на рынке металлов. На этом фоне новым трейдерам крайне трудно начинать работу на рынке. “За последнее десятилетие трейдеры сделали на металлах огромные деньги, гораздо большие, чем когда-либо. Ставили на одно: компании не успевали добывать металлы и разрыв между спросом и предложением увеличивался. Но теперь разрыв исчез», - говорит ветеран отрасли Джефф Сэмбрук.

Но мрачные прогнозы не в состоянии отпугнуть новичков. Нетрудно догадаться почему: в прошлом году прибыль Glencore от торговли металлами составила $1,2 млрд. Trafigura в минувшем году заработала $1,1 млрд, хотя она не сообщает разбивки по подразделениям, торгующим нефтью и металлами.

Glencore и Trafigura поделили между собой рынок металлов (на других рынках такой дуополии не наблюдается). Совокупный объем торгов у них достигает около 10,5 млн т аффинированных металлов и 19,5 млн т неафинированных («концентратов»). На их долю приходится 41% доступных на рынке металлов и 65% концентратов, поставки которых не привязаны к долгосрочным контрактам.

Как считает Марк Лоу, директор по сырьевому трейдингу в CWT, рынок нуждается в достойной альтернативе «большой двойке»: “Пусть [трейдеров] будет три».

Но эксперты опасаются, что компаниям меньшего масштаба, чем Glencore и Trafigura, будет сложно выстроить прибыльный трейдинговый бизнес. После консолидации горнорудной отрасли, длившейся целых 20 лет, на рынке не так много металла, доступного для трейдеров, в отличие, положим, от нефтяного рынка, где хватает независимых трейдеров. “Нужно еще найти компанию, которая захотела бы поставить вам металл. Огромные объемы доступного металла захватили Glencore и Trafigura», - объясняет Сэмбрук.

Если покупать металл в одном месте, искать для сделки финансирование и транспортировать металл, чтобы продать где-нибудь в другом месте, на большую прибыль можно не рассчитывать. Трейдеры рассказывают, что довольны, если сделают $30-50 на продаже тонны меди. Даже если объем сделок достигнет 1,4 млн т в год, как у Glencore, с такой маржей не разбогатеешь. Котировки меди составляют приблизительно $8200 за тонну.

Кроме того, новичкам на рынке трудно найти хороших трейдеров. Директор Trafigura Саймон Коллинс рассказывает: “Чтобы наладить физическую торговлю, нужно время, а хорошую команду построить непросто».

Однако новички трудностей не боятся. Немногие верят, что сырьевой цикл и в самом деле вступил в неблагоприятную фазу вместе с замедлением китайской экономики. На рынке можно найти удачную нишу, которая принесет прибыль, считает Дэвид Мессер, гендиректор компании Freepoint, которая в апреле купила у JPMorgan подразделение, торгующее металлическими концентратами. “На рынке концентратов до сих пор держится благоприятное соотношение фундаментальных показателей спроса и предложения. В Азии спрос на концентраты по-прежнему высокий», - приводит пример Мессер.

Важным моментом является то, что роль металлов в мировой экономике трудно переоценить, несмотря на снижение темпов роста в Китае. Что касается последнего, информация о том, что происходит с китайской экономикой в реальном времени, крайне ненадежна, и поэтому трейдерам следует работать на месте, в КНР. Сооснователь Mercuria Дэниэль Джегги считает, что самое важное для трейдингового дома – это понимать, что происходит на рынке металлов.

“Сырьевые рынки, как правило, очень быстро концентрируются и влияют друг на друга. События в одной точке мира влияют на положение дел в другой: если вы не торгуете по всему спектру сырьевых товаров, вы можете упустить свой шанс», – говорит он.

Перевела Анна Разинцева