Нобелевскую премию дали за советы по поиску контрагентов

Американцы Алвин Рот и Ллойд Шэпли решали, как эффективно привести спрос и предложение в соответствие друг другу при отсутствии ценовой модели
REUTERS/ Scanpix Sweden

Нобелевский комитет присудил сегодня премию по экономике Алвину Роту (Гарвардский университет и Гарвардская школа бизнеса) и Ллойду Шэпли (Калифорнийский университет в Лос-Анджелесе) за "теорию стабильного распределения и практическое применение рыночных моделей".

Оба экономиста – американцы, Рот родился в 1951 г., Шэпли – в 1923-м.

Их работы (Шэпли – в области теории, Рота – в практическом применении наработок Шэпли) касаются "прикладного применения экономики – как сконструировать конкретные рынки таким образом, чтобы они хорошо работали", сообщил представитель Нобелевского комитета на церемонии объявления о присуждении премии.

Премия вручена за решение "центральной проблемы для экономики: как наилучшим способом свести друг с другом различных [экономических] агентов", говорится в заявлении комитета: "Например, учащихся нужно свести со школами, а доноров, которые могут предоставить органы для трансплантации, – с нуждающимися в них пациентами. Как наиболее эффективным образом свести эти стороны? Какие методы для каких групп будут выгоды? Премия присуждается двум ученым, которые ответили на эти вопросы, совершив путешествие от абстрактной теории о стабильном распределении [ресурсов] к практической модели рыночных институтов".

Размер премии – 8 млн шведских крон ($1,2 млн), деньги лауреаты поделят пополам.

Шэпли разработал абстрактную теорию в 1960-е гг., а Рот, занимавшийся анализом рынка трудоустройства врачей в США, применил и развил ее на экспериментальном материале в 1980-е гг. Согласно традиционному экономическому анализу цены на рынках корректируются так, чтобы привести спрос и предложение в соответствие друг другу. Как свидетельствует и теория, и практика, во многих случаях рынок функционирует эффективно. Однако в некоторых ситуациях в работе традиционного рыночного механизма возникают проблемы; иногда цены вообще невозможно использовать для распределения ресурсов. Например, многим школам и университетам запрещено брать плату за обучение, а в случае с трансплантацией человеческих органов денежные платежи не применяются по этическим соображениям. Однако в этих и во многих других случаях ресурсы все-таки необходимо распределять. Как функционирует этот процесс и когда результат можно считать выгодным и эффективным – на эти вопросы отвечают в своих работах Шэпли и Рот.

Свои наработки Рот, в частности, применил в 1995 г., когда его попросили скорректировать работу федеральной программы, в рамках которой студенты-медики нанимались практикантами (интернами) в больницы. Программа функционировала с 1950-х гг., считалась весьма эффективной, и Рот в научной работе 1984 г. описывал, что на самом деле она соответствует теоретическим расчетам Шэпли о том, как участники рынка достигают стабильных договоренностей. (Стабильной считается та договоренность, при которой ее участники, пошедшие в ходе переговоров на ряд уступок, больше не видят выгод в новых уступках как со своей стороны, так и со стороны партнера по переговорам; в результате договоренность заключается.) С течением времени в работе программы для интернов стало возникать все больше проблем, в частности, потому, что появилось много супружеских пар, которые хотели работать в одной больнице и жить рядом с ней. Больницы же во многих случаях не могли предоставить места обоим стажерам. Скорректировав алгоритм работы программы, Рот восстановил ее эффективность: новый алгоритм был принят в 1997 г., с тех пор ежегодно более 20 000 позиций в больницах заполняется студентами-медиками, говорится в пояснениях Нобелевского комитета.