S&P: Российское правительство рискует расходами ради электората

Ввести жесткие бюджетные ограничения и стимулировать структурные сдвиги в российской экономике мешают интересы "групп влияния", считают в агентстве
В.Светикова

Спад популярности президента и правительства может спровоцировать российских чиновников на популистские решения в области госрасходов, но условия для такой политики - самые жесткие за десятилетие, считает агентство Standard & Poor's (S&P).

Российское правительство активно использовало рычаг госрасходов для завоевания популярности у электората в последние десять лет, но «эти времена ушли в прошлое», безапелляционны в S&P.

Главная причина отсутствия пространства для маневра расходами - замедление экономического роста и мировой динамики цен на сырье. По прогнозу агентства, российский ВВП будет расти темпами в 3,5% в 2012-2015 гг. против 7% в 2000-2008 гг., нефтяные цены расти не будут.

Конъюнктура рынка критична для российского бюджета: около половины доходов федерального бюджета и 25% доходов бюджета расширенного правительства связаны с нефтью, подсчитали в S&P.

Нашли в агентстве и другой ограничитель реформаторских инициатив правительства: ввести жесткие бюджетные ограничения и стимулировать структурные сдвиги в российской экономике мешают интересы "групп влияния", считают в S&P.

Предвыборные обещания Владимира Путина стоят $160 млрд - 8,4% ВВП, подсчитали в агентстве. Cписок бюджетных поручений, который Путин подписал 10 октября после разгромного совещания и вынесения выговоров трем министрам, состоит из 14 пунктов, подсчитал «Финмаркет». Это налоговые инновации, повышение НДПИ на газ, компенсации федеральному и региональным дорожным фондам выпадающих доходов из-за введения нового техрегламента на бензин с 31 декабря 2012 г. (будет запрещена продажа бензина класса ниже «Евро-2»), увеличение закупок отечественной авиатехники, повышение зарплат сотрудников прокуратуры и Следственного комитета, бюджетников, профессорско-преподавательского состава и денежного довольствия военнослужащих, увеличение расходов на инфраструктуру и развитие, форсирование развития Дальнего Востока, меры по адаптации к членству страны в ВТО (в том числе поддержка высокотехнологичного экспорта), стимулирование пригородного сообщения и межрегиональных авиаперевозок в регионах, инвестирование пенсионных накоплений в инфраструктурные проекты, увеличение капитализации Россельхозбанка, разработка программы производства редкоземельных металлов.

Главная проблема Путина - узость элиты и отсутствие «свежей крови» в управленческом составе, согласна Юлия Цепляева из BNP Paribas, в итоге косная и устаревшая модель экономики маскируется притоком нефтедолларов и расходами на инновации: «Потенциал такого хозяйства близок к исчерпанию».

S&P рекомендует правительству держать курс на сбалансированный бюджет к 2015 г. и ввести бюджетное правило, в соответствии с которым уровень расходов ограничивается уровнем доходов. Запланированные расходы не должны превышать прогнозируемые доходы более чем на 1% ВВП, считают в S&P.

Среди рекомендуемых агентством мер - увеличение заимствований и открытие рынка гособлигаций для иностранных инвесторов. В 2011 г. эмиссия госбумаг на внутреннем рынке составила почти 75% займов.

Агентство также рекомендует правительству повышать гибкость валютного курса: «Это имеет важные последствия для фискальной стабильности». Банк России эту политику проводит с 2008 г. и постепенно расширил «валютный коридор» - с 3 до 7 руб. в июле 2012 г. С апреля до середины июня 2012 г., когда нефтяные цены упали более чем на 25% (до $90 за баррель), рубль снизился на 50% от коридора, что ограничило влияние на доходы в рублевом выражении, похвалил S&P.

Все эти меры должны помочь России увеличить запас гибкости госбюджета, но не позволят довести ее до предкризисного уровня, констатирует агентство.