Минздрав предложил три варианта оплаты лекарств

В 2014 г. государство опробует разные схемы лекарственного возмещения в нескольких российских регионах, а с 2016 г. начнет внедрять одну из них на всей территории страны, пишет Минздрав в проекте стратегии лекарственного обеспечения населения до 2025 г.
А.Махонин/ Ведомости

Президент Путин 7 мая поручил до 1 января 2013 г. подготовить стратегию лекарственного обеспечения. Минздрав в проекте стратегии как раз и предлагает модель лекарственного обеспечения при амбулаторном лечении (т.е. в поликлиниках), которая бы включала частичное возмещение стоимости лекарств.

Для компаний не так важно, кто платит за лекарство – потребитель или государство, рассказывал в интервью «Ведомостям» Шломо Янай, президент и главный исполнительный директор Teva Pharmaceutical Industries. Оптимальна смешанная система, говорит заместитель гендиректора Stada CIS Иван Глушков: если за лекарство платит только пациент, компаниям сложно выводить на рынок инновационные препараты – они слишком дороги, а если единственный плательщик – государство, это приводит к ассортиментному и ценовому ограничению.

Переход к системе лекарственного возмещения начнется в 2016 г., пишет Минздрав. В 2014–2015 гг. различные схемы лекарственного обеспечения опробуют на 4–6 регионах, каких именно – Минздрав не сообщает. Пробовать планируется на условиях софинансирования: 70% – деньги Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФФОМС), 30% – бюджет региона. Государство будет компенсировать стоимость лекарств, входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших (ЖНВЛП). В этом списке 567 международных непатентованных наименований (МНН, действующее вещество), или, по данным Минэкономразвития, 10000 торговых наименований. У регионов будет право установить свой список лекарств, стоимость которых они будут компенсировать. Во время пилотных программ регионы получат право устанавливать референтную цену. Она будет определена как медиана МНН с учетом лекарственной формы и дозировки плюс-минус 10%. Производители новых оригинальных лекарств смогут заявлять цену: зарубежные с учетом цен в странах со схожей системой экономического развития, российские – свободно при первичной регистрации, но с дальнейшим экономическим обоснованием повышения уровня цены. Минздрав рассматривает три модели компенсации. По первой государство будет выплачивать всем, кроме льготников, 50% стоимости лекарства. Для льготников и пациентов, которым требуется дорогостоящее лечение, предусмотрена 100%-ная компенсация.

По второй государство будет компенсировать 100% стоимости лекарств, исходя из их референтной цены. При покупке более дорогих лекарств разницу будет доплачивать покупатель (исключение – льготники).

Третья – введение дифференцированной компенсации в зависимости от социального статуса человека и наличия у него определенных заболеваний. При угрожающих жизни заболеваниях 100% стоимости лекарства всем категориям будет оплачивать государство. При хронических болезнях, не требующих дорогостоящего лечения, работающие люди, пенсионеры, дети до 18 лет, беременные женщины и зарегистрированные безработные будут доплачивать 25% стоимости; незарегистрированные безработные и домохозяйки – 50%. Столько же предлагается доплачивать за лекарства пенсионерам и детям при прочих болезнях. Незарегистрированные безработные и домохозяйки в этом случае будут покупать лекарства за свой счет.

По опыту других стран, эффективнее всего схема соплатежей – часть ответственности за лекарственное обеспечение несет сам пациент, что ограничивает чрезмерную выписку рецептов, знает Глушков.

Механизм финансирования пока не определен, но частично лекарственное обеспечение будет финансироваться по программе ОМС, пишет Минздрав. Сейчас рассматриваются три варианта. По первому за лекарства будет платить ФФОМС. Пополнить его бюджет можно либо за счет роста налоговых поступлений от работодателей, либо за счет прямых поступлений из федерального и регионального бюджета, а также за счет изыскания скрытых резервов системы ОМС (25–30% средств фонда, по оценкам экспертов, нерационально используется).

По второму предполагается введение обязательного лекарственного страхования (ОЛС). Стоимость ОЛС будет определена в абсолютных значениях или в процентах от минимального размера оплаты труда. На работающих страховой взнос будет делать работодатель, на нетрудоспособных – федеральный и региональный бюджет.

Третий вариант – введение накопительной системы. В этом случае планируется установить месячный лимит на каждого участника системы. Если он превышен, разницу будет доплачивать покупатель.

Есть и три возможных плательщика, указывает Минздрав: территориальный фонд ОМС (ТФОМС); сама поликлиника или страховая компания; потребитель – предполагается, что затем часть его затрат будут компенсироваться ТФОМС.

Внедрение системы лекарственного обеспечения приведет к неконтролируемому росту спроса на лекарства, резкому изменению количества и номенклатуры товаров в аптеке, указывает Минздрав, необходимо также проработать вопрос выписки рецептов в том случае, если медицинская помощь оказывается не по полису ОМС, а, например, в ведомственных или платных медицинских учреждениях. Чтобы решить эти проблемы, необходимо внедрить единую информационную систему, в которую бы вошли все участвующие в системе аптеки, дистрибуторы и поликлиники.

Стратегия Минздрава – это скорее изложение мирового опыта; из нее непонятно, как государство будет внедрять систему лекарственного обеспечения, как будут построены страховые механизмы, механизм компенсации, говорит Глушков.

Стратегия декларативна, в ней нет четких дат и целей, которых к этим датам планирует достигнуть государство, говорит топ-менеджер фармпроизводителя.

Основной вопрос – в источниках финансирования, сказал гендиректор DSM Group Сергей Шуляк: для внедрения системы лекарственного обеспечения может не хватить денег, как это было при внедрении дополнительного лекарственного обеспечения – из-за резко возросшей выписки лекарств.

В 2011 г. на обеспечение лекарствами льготников государство потратило около 100 млрд руб., говорится в презентации министра здравоохранения Вероники Скворцовой к коллегии Минздрава, которая состоялась в конце сентября. Для лекарственного обеспечения в амбулаторных условиях в 2018 г. может потребоваться около 400 млрд руб., указано в презентации.

Минфин рассматривает стратегию, готовит замечания, сказал чиновник ведомства.