Обилие денег и дешевизна российского рынка акций готовят почву для новогоднего ралли


Cамый дорогой класс активов на данный момент – деньги. И сейчас, когда новые деньги ежедневно создаются центральными банками по всему миру одним нажатием клавиши, по сравнению с деньгами все выглядит дешево!

Программы так называемого количественного смягчения, проводимые американским, британским и японским центральными банками, «создают» около $2 млрд. новых денег каждый день. Эти деньги появляются не в рамках нормального экономического процесса, не в результате экономической деятельности, а «печатаются» для того, чтобы понизить стоимость денег. Тем самым повышается стоимость различных активов в денежном эквиваленте, что в итоге должно привести к усилению желаний компаний инвестировать, а домохозяйств – тратить деньги, что и является по факту более высокой экономической активностью. А она, в свою очередь, ведет к более высокой трудовой занятости и росту общего благосостояния, что опять приводит к более высокому экономическому росту... и так по кругу... в теории. На практике на самом деле все очень похоже на теорию, но со значительными вариациями, конечно.

Куда пойдут эти новые дешевеющии деньги, попадающие на счета финансовых учереждений? Ведь банкам надо быстро от них избавляться, иначе их эффективность и прибыльность будет снижаться. В новое кредитование (идеальный вариант с точки зрения центробанков)? Очень малая часть. Потому что у компаний и так избыточная ликвидность, накопившаяся в результате полутора лет недоинвестирования. Например, американские корпорации сейчас «сидят» на $2 трлн свободной ликвидности.

А домохозяйства, в свою очередь, боятся избыточной долговой нагрузки, помня об уроках финансового кризиса 2008-2010 гг. (банки, со своей стороны, конечно же, тоже извлекли уроки из предкризисного потребительского кредитного «марафона») и не торопятся увеличивать долг, а, наоборот, наращивают долю сбережений. Например в США, доля сбережений в совокупном распологаемом доходе достигла мизерного уровня в 1,5% в начале 2007 г., что было одним из предвестников кризиса. Во время кризиса мы получили обратный эффект, когда эта доля взлетела до 6,3% в середине 2010 г. Сейчас она находится на уровне 4,4%.

Значит, большая часть этих денег пойдет «гонятся» за различными классами активов в ожидании их подорожания. Рынок облигаций во всем мире показывает рекордно низкии доходности на фоне минимальных учетных процентных ставок, которые поддерживаются монетарными властяи развитых стран. Эта низкая доходность в большой степени транслируется и на развивающиеся рынки.

Остаются сырье и акции. Я думаю, оба эти класса активов получат наибольшее «ускорение». На текущем этапе в большей степени будут расти акции. Рост цен на сырье будет еще некоторое время (2-6 месяцев) сдерживаться высоким процентом свободных мощностей (например, в металлургическом секторе глобальная загрузка мощностей в июне 2011 г. была на уровне 84%, а сейчас – в районе 76%), и изначально медленным увеличением спроса. А вот покупка долей (акций) серьезно подешевевших компаний представляется наилучшей инвестицией, даже с учетом сопутствующих рисков.

Российские акции всегда торговались с дисконтом к своим аналогам с других развивающихся рынков. Был ли этот дисконт за политические риски, малое количество солнечных дней с октября по март, пробки на дорогах или коррупционную составляющую? Я думаю, за все вместе. На нетто-основе из него вычитались высокий потенциал роста спроса на всё, хорошо образованная рабочая сила, отзывчивые люди, веселые компании и... коррупционная составляющая.

Этот дисконт исторически находился на уровне 10-20% в зависимости от того, что происходило в Кремле и на улицах российских городов. Но за последнии девять месяцев он стремительно вырос. И сейчас российские акции в среднем оцениваются с коэффицентом «цена/прибыль» (P/E) 5,5. Это означает, что за каждый рубль/доллар будущей прибыли инвесторы готовы заплатить 5,5 рубля/доллара сегодня. Если не учитывать стоимость денег, то еще одним переводом этого коэффициента на русский язык будет то, что инвестор готов ждать 5,5 лет, чтобы полностью окупить свою инвестицию, следовательно, средняя доходность составляет 18% годовых. Неплохо. И слишком «сладко» для инвесторов, на мой взгляд. Особенно, когда речь идет о таких высококачественных компаниях, как Сбербанк, «Лукойл» и «Северсталь».

При этом китайские акции оценены с таким же коэффицентом 10, бразильские – 14, турецкие – 11, индийские – 15 и мексиканские – 17. Американский рынок оценен с коэффициентом 13,5. На российских бумагах сказались возросшая гражданская активность, отсутствие обещанного полтора года назад нового этапа приватизации и прохладное лето. Но теперь это все позади.

Новогоднему ралли, следовательно, быть! Думаю, оно начнется после президентских выборов в США. Я ожидаю, что фаза роста на рынках продолжится и после Нового года. Вторая половина 2013 г. будет сопровождаться фиксированием прибыли и динамикой от слабо-отрицательной до нейтральной.

Мое мнение включает допущение, что американские законодатели и новая администрация решат (по крайней мере – временно) вопрос так называемого «фискального обрыва» - ситуацию, при которой налоговые льготы, введенные восемь лет назад, перестанут действовать и вступит в силу автоматическое снижение госрасходов, договоренность о котором была достигнута осенью прошлого года.

Оба этих американских «несчастья» должны вступить в силу с 1 января следующего года и будут «стоить» $600 млрд. При ВВП в $15 трлн это само по себе не должно послужить существенным препятствием для роста, но негативный психологический эффект может иметь важную роль.

По моей оценке, независимо от результатов выборов 6 ноября намерение и способность решить этот вопрос проявится у победившей стороны очень быстро. Ведь у американских политиков и законодателей еще свежи воспоминания о неспособности договориться об увеличении лимита госдолга летом 2011 г., последующее за этим первое в истории США снижение кредитного рейтинга, падение на рынках и, как одно из следствий, замедление темпов роста экономики в стране.

Второе предположение, на котором базируется мой прогноз, – реализация дорожной карты по стабилизации макроэкономической ситуации в периферийных странах еврозоны. На данном этапе я верю в успешную реализацию этих планов. Ну, и последнее предположение включает в себя мое мнение о том, что китайская экономика прошла нижнюю точку внутри текущего мини-макроцикла и, начиная с IV квартала этого года, темпы роста начнут умеренно увеличиваться.

Мои акции-фавориты до конца этого года: Cбербанк*, ВТБ, Банк «Санкт-Петербург»*, «Уралкалий», «Новатэк»*, «Сургутнефтегаз», НЛМК*, ФСК, «Эон Россия»*, «Мостотрест» и «Группа ЛСР»* (* - присутствуют в инвестиционном портфеле автора).

Автор - директор аналитического департамента ИФК «Метрополь».