Минэкономразвития: к 2030 г. в России будут жить богаче и комфортней, чем в ЕС

К 2030 г. Россия может стать страной, где жить комфортнее и богаче, чем в развитых экономиках, докладывает правительству Минэкономразвития. Но технологический скачок требует смягчения бюджетного правила, ограничивающего расходы
Россия к взлету готова, вопрос в деньгах/ Е.Разумный для Ведомостей

Минэкономразвития внесло в правительство прогноз социально-экономического развития России до 2030 г. Согласно двум вариантам прогноза («инновационному» и «форсированному»), предлагаемым в качестве базовых, к 2030 г. Россия сможет преодолеть исторический разрыв с развитым миром как по технологическому уровню, так и по уровню жизни. В экспорте будет доминировать не нефть и газ, а высокотехнологичная продукция, опорой экономического роста станут не добыча сырья и рента, а наука и знания. Реализация масштабных проектов развития изменит облик экономики и стандарты жизни людей, говорит замминистра экономического развития Андрей Клепач: «Это оптимистичный прогноз, но возможности и предпосылки для его реализации существуют». Ничего придумывать не надо – достаточно выполнить программы, формируемые правительством, в том числе по «инаугурационным» указам президента. Правда, совместить это с бездефицитным с 2015 г. бюджетом, как требует президент, не получается.

Догнать и обогнать

В прогнозе «оцифровано» формирование новой модели экономики – инновационной. Базовые варианты отличаются друг от друга только скоростью преобразований (так, при форсированном будет построена ВСМ-2 до Екатеринбурга) и темпами экономического роста: 4,1 и 5,4% в среднем за 2013–2030 гг. соответственно. В обоих случаях Россия будет расти быстрее мировой экономики (в среднем 3%).

Новая модель опирается на скачок производительности труда (с нынешних 32% от уровня США до 44–51% к 2020 г. и 60–74% к 2030 г.), повышение нормы накоплений (с 19 до 25–27% к 2020 г. и 30% к 2030 г.) и структурную перестройку экономики: инновационный сектор вырастет в 1,3–1,4 раза и превысит по доле в ВВП нефтегазовый комплекс (его доля сейчас – более 20%). Объем ВВП на душу населения (по паритету покупательной способности) к 2020 г. вырастет с текущих почти 60% до 76–87% от уровня еврозоны, а к 2030 г. сравняется или даже превысит европейский и будет на 10% меньше, чем в США (сейчас – втрое меньше).

«Вытянуть такие темпы возможно только при развитии человеческого капитала», – подчеркивает Клепач. Государственные и частные расходы на науку должны возрасти с 1,1 до 2,5% ВВП, на образование и здравоохранение – с 4,8 до 6,5 и 7% соответственно. Рост инвестиций в инфраструктуру (до 4% ВВП против менее 2% сейчас) позволит уже к 2020 г. сформировать опорную транспортную сеть, высокоскоростные магистрали, аэродромы и порты, сделать рывок в авиастроении, программном обеспечении, освоении космоса. К 2018 г. будет готов космический корабль для полетов на Луну, к 2020 г. – сам полет, говорит Клепач: «По сути, это сценарии качественного технологического рывка».

Цена прорыва

Стоимость нефти для рывка не главное: во всех сценариях она $95/барр. в ценах 2010 г. на ближайшие семь лет, к 2030 г. увеличивается до $110. Однако сланцевая революция будет стоить России потери 0,3 п.п. ежегодного роста: в весеннем варианте документа среднегодовой рост экономики до 2030 г. по инновационному сценарию был 4,4%, темпы понижены из-за снижения прогноза цен на газ.

Рывок требует смягчения бюджетного правила, говорит Клепач: среднюю за предыдущие 10 лет цену нефти, исходя из которой формируется бюджет, нужно индексировать на уровень инфляции (такой вариант предлагало Минэкономразвития при обсуждении правила, Минфин не поддержал). А в резервном фонде достаточно накопить не 7% ВВП, как предполагает правило, а 5%, затем половину дополнительных нефтедоходов направлять на развитие. Прогноз предполагает сохранение дефицита бюджета до 2030 г.: менее 1% ВВП в инновационном и 1–1,5% в форсированном сценарии, рост госдолга с менее 10 до 14–15% ВВП. Иначе развитие пойдет по третьему, консервативному, сценарию: рост ВВП в среднем на 3%, сохранение большого разрыва с развитыми странами. Правительство рассмотрит прогноз 22 ноября, сообщил Клепач.

Прежнюю версию прогноза правительство в 2011 г. отклонило именно из-за того, что сценарий модернизации предполагал сохранение дефицита бюджета после 2015 г. Внесенные правительством поправки в Бюджетный кодекс о новом бюджетном правиле, по которому сверстан бюджет на 2013–2015 гг., никакого смягчения не предполагают, напоминает высокопоставленный чиновник Минфина: «Так что это просто «мысли» Минэкономразвития».

Разрыв останется

ОЭСР, опубликовавшая в пятницу прогноз мировой экономики до 2060 г., никакого рывка от России не ожидает: до 2030 г. темп роста – 3%, на уровне среднемирового, как и в прогнозе Минэкономразвития, а после 2030 г. и вовсе 1,6% при среднемировом 1,9%. Один из факторов замедления – старение населения, пояснил представитель ОЭСР: «Ожидается, что доля населения трудоспособного возраста в ближайшие десятилетия в России существенно сократится».

По объему экономики Россия будет все больше отставать от Китая, который уже по итогам 2012 г. обгонит еврозону, а к 2016 г. станет крупнейшей экономикой мира, потеснив США. Подушевой доход в Китае за 50 лет вырастет в 7 раз, в России – в 3,5 раза, в мире в среднем – в 3,2 раза. Быстрее, чем в Китае, уровень жизни будет улучшаться только в Индии. Но догнать богатые страны никому не удастся – разрыв по уровню жизни сократится лишь незначительно, указывает ОЭСР: сохранятся различия в производительности труда и развитии человеческого капитала.

Качественное улучшение человеческого капитала – один из основных факторов роста, подчеркивают авторы доклада. Наибольшего прогресса ОЭСР ждет от Китая, Индии, Турции, Португалии и Южной Африки. Развитие человеческого капитала составит в ежегодном приросте ВВП 0,8 п.п. в Индии, 0,6 п.п. в Китае, в России – 0,2 п.п. Вклад роста производительности труда в прирост ВВП будет максимальным в Китае (3,7 п.п. из 3,9), Индонезии (3,2 п.п. из 4,1) и Индии (3 п.п. из 4,9). В России производительность будет опережать экономический рост (2,3% в год против 1,9% в среднем за 2011–2060 гг.).