Долговые проблемы Европы и США напоминают ломку наркомана


Ушли в историю очередные выборы президента США, и внимание рынков вновь переключилось на долговые проблемы. В связи с ними чаще всего упоминаются две составляющие – уровень государственного долга и скорость его наращивания, а также текущий дефицит бюджета. Наиболее проблемными по уровню госдолга являются Япония (более 200% ВВП), Греция – 150%, Италия – 123%. Многие страны готовятся перейти рубеж в 100%, как это недавно сделали США. Но сравнение величины долга с самой большой финансовой цифрой – размером ВВП страны – является убаюкивающей уловкой. Гораздо важнее соотношение величины госдолга и доходной части бюджета. Оно показывает, за сколько лет государство может собрать требующуюся для выплаты сумму. Для основных проблемных стран этот срок – 3-5 лет. Но это тоже слишком оптимистичные представления. Если вспомнить, что нужно не только платить долги и проценты по ним, но и финансировать расходную часть бюджета, получается, что даже самое жесткое затягивание поясов не позволит многим странам выплатить долги в течение десятка лет.

Тем более нельзя надеяться на сокращение долговой нагрузки, когда текущие расходы бюджета превышают его доходы и их финансирование происходит за счет наращивания госдолга. Рост бюджетных дефицитов – вторая сторона непомерной долговой проблемы: дефицит на уровне около 10% ВВП стал уже чуть ли не нормой. Но именно рост текущего дефицита больше всего подрывает доверие кредиторов и приводит к росту процентных ставок по заимствованиям. Так, у Испании, долг которой еще недавно составлял 60% ВВП, уже к 2014 г. он превысит 90%. И именно по этой причине кредиторы готовы покупать ее новые обязательства только с учетом ее будущей поддержки со стороны европейских структур.

Потеря доверия кредиторов вместе с плачевным состоянием бюджета уже привели Грецию весной 2012 г. к фактическому банкротству, пусть даже грубо замаскированному под добровольно-принудительную реструктуризацию долга. Ситуация в Греции продолжает усугубляться: госдолг вновь приближается к 150%, а еврокомиссия прогнозирует его увеличение к 2014 г. до 188% – и страна уверенно идет к новому дефолту.

Сокращать текущий дефицит бюджета, а тем более снижать общий долг, сложно по двум основным причинам. Во-первых, снижение госрасходов и повышение налогов политически очень трудно выполнять, поскольку оно вызывает сильное социальное напряжение. Руководство страны всячески стремится передать решение этой проблемы своим сменщикам. Но главное – это недовольство народа. Меры по сокращению дефицита уже неоднократно выводили на улицы греческих, испанских и португальских городов многие тысячи протестующих. А ведь это лишь меры, незначительно снижающие дефицит бюджета, но даже близко не подступающие к началу сокращения долга. Дальнейшее закручивание гаек чревато социальным взрывом – каждая клеточка греческого общества будет активно протестовать против принятия дополнительных мер бюджетной экономии. Живущий не по средствам социальный организм подобен организму наркомана, для которого снижение, а тем более отмена ставшей уже привычной дозы, становится катастрофой.

Как у Михаила Булгакова образно написано о наркотических ломках: «Не «тоскливое состояние», а смерть медленная овладевает морфинистом, лишь только вы на час или два лишите его морфия... в теле нет клеточки, которая бы не жаждала... Он ничего не хочет, ничего не мыслит, кроме морфия. Морфия! Так еретик на костре стонет и шевелится, когда первые языки пламени лижут его ноги... Смерть сухая, медленная смерть... Вот что кроется под этими профессорскими словами «тоскливое состояние».

Более того, снижение госрасходов и повышение налогов может оказаться еще и абсолютным злом для текущего состояния экономики. К такого рода аргументам в первую очередь прибегают противники сокращения бюджетных расходов в проблемных странах Европы. Об этом же будут говорить ярые противники фискального обрыва в США. Там с начала 2013 г. должен перестать действовать блок налоговых льгот, введенных в 2001-2003 гг. и продленных Обамой в 2010 г. Если их не продлить, в 2013 г. налог на заработную плату вырастет примерно на $120 млрд. Всего увеличение налогов должно дать около $440 млрд дополнительных поступлений в казну (а за 10 лет Обама хочет получить таких поступлений на $1,6 трлн. Секвестр бюджета в основном за счет сокращения оборонных расходов планируется сделать на $108 млрд, плюс сократить расходы по программам вне секвестра еще на $52 млрд. Таким образом, новые правила в 2013 г. могут обеспечить снижение дефицита бюджета примерно на $600 млрд, что стало бы существенным шагом в деле решения проблемы чрезмерного госдолга.

> Но такой шаг приведет к резкому торможению экономики. Изъятие из нее такой суммы спровоцирует сокращение ВВП за счет дополнительного снижения конечного спроса. Получается, что власти США одной рукой, реализуя сползание в фискальный обрыв, душат конечный спрос, а другой проводят программы монетарного стимулирования. Но беда в том, что деньги от количественного смягчения ФРС направляются в финансовую систему, улучшая ликвидность, но никак не трансформируются в рост кредитования. И может оказаться, что отрицательные последствия фискального обрыва намного превзойдут пока еще очень гипотетический позитив от реализации QE3. Недаром руководители минфинов и центробанков ведущих мировых держав на недавней встрече стран «двадцатки» сформулировали две наиболее острые проблемы текущего момента: угроза наступления фискального обрыва в США и риск замедления роста мировой экономики.

Сторонники и противники введения мер по снижению дефицита бюджета США с конца ноября сойдутся в жестком клинче. И фокус внимания мировых СМИ перенесется из Европы в США.

Позиция Обамы была в предвыборную компанию обозначена четко. Он делал упор на снижение безработицы – стимулирование создания новых рабочих мест и понижение налогов для промышленных предприятий, в особенности тех, что создают новые рабочие места, повышают зарплату и выкупают медстраховки работникам. Обама обещал сохранение налоговых льгот для семей среднего класса и повышение налогов для богатых.

А республиканцы не поддерживают многое из того, с чем приходит Обама на второй срок, в том числе его хлесткие лозунги вроде наиболее известного: «Вместо войн – мосты и дороги». И это очень важно, поскольку республиканцы не проиграли выборы вчистую, но сохранили за собой большинство в палате представителей. Поэтому борьба за продление налоговых льгот и сдерживание расходной части бюджета будет довольно острой. Но за нежелание перенести трудности, за малодушие и слабость сегодня приходится платить гораздо более высокую цену завтра. Герой Булгакова оборвал текущие и пугающие грядущие проблемы выстрелом. Будем надеяться, что и США, и другим странам пока не придется стрельбой решать все более кричащие долговые проблемы.

Фондовые рынки в ноябре-декабре с замиранием будут следить за поворотами дискуссии в американском обществе. Но окончательное решение по поводу фискального обрыва скорее всего будет компромиссом, близким к максиме: отменить, нельзя спускаться (страшно). Для фондового рынка новая слабость и продолжение гулянки на заемные деньги будет пусть и временным, но благом, и это мы должны будем увидеть в динамике фондовых индексов.

Автор - начальник аналитического отдела ИК \"Церих кэпитал менеджмент\".