Крупнейшие российские банки потратили на благотворительность 7 млрд руб.

Российские банки тратят на благотворительность почти столько же, сколько их коллеги на Западе
А.Махонин/ Ведомости

Самые щедрые – самые крупные (см. таблицу), а вот по доле благотворительных расходов в прибыли картина иная. Абсолютные лидеры с тратами более 20% от прибыли – «Уралсиб» (26,94%), Ханты-Мансийский банк (23,58%) и Московский индустриальный банк (18,49%). Самая многочисленная группа банков тратит 0,5–1,5% от прибыли на такие программы. Замыкает таблицу группа банков с расходами на благотворительность менее 0,05%: «Юникредит банк» (0,05%), «Открытие» (0,04%), Русфинансбанк (0,04%), «ИНГ банк» (0,02%), «КИТ финанс инвестиционный банк» (0,01%), «Абсолют банк» (0,01%), банк «Кредит Европа» (0,00%).

В исследовании "CAF Россия" использовались открытые источники, включая сайт Центробанка и самих компаний, а также интервью, которые согласились дать десять банков. Письменный отказ был получен от Сбербанка и Газпромбанка, остальные либо устно отказались от интервью, либо не отреагировали на запросы.

50 крупнейших российских банков в прошлом году потратили на благотворительность почти 7 млрд руб. Это в среднем 1,17% от чистой прибыли, по данным исследования благотворительного фонда "CAF Россия". В расчет брались суммы, представленные в отчетности Центробанку 50 крупнейшими по размеру активов банками по статье расходов 27305. Три из первых 50 не представили эти данные Центробанку, остальные 47 потратили в 2011 г. по этой статье 6,801 млрд руб. При этом их чистая прибыль составила 581 млрд руб., то есть в среднем на филантропию банки израсходовали 1,17% от прибыли.

Небольшой процент благотворительных расходов от общей прибыли не всегда означает на практике маленькие деньги. Сбербанк России – лидер по абсолютным объемам благотворительных затрат (1,831 млрд руб.) выделяет на благотворительность тем не менее сравнительно небольшой процент прибыли: 0,57%, зато его прибыль рекордная – 321 млрд руб.

Наш бизнес традиционно тратит на НКО больше государства, напоминает Сергей Перапечка, директор BCG: на конец 2010 г. это соотношение равнялось 73% и 5% от всех вложений в НКО (остальное – частные лица и иностранные фонды).

Российские банки тратят на благотворительность почти столько же, сколько их коллеги на Западе: у нас в среднем 1,17% от прибыли, у них – 1,01%, по данным доклада Corporate Giving Standard (CGS), подготовленного Комитетом по поддержке корпоративной филантропии (CECP). Зато их расходы больше в процентном отношении от прибыли по сравнению с компаниями других отраслей экономики, считает исполнительный секретарь Форума доноров Наталья Каминарская. Это потому, что у банков больше свободных средств, добавляет она.

Финансовая норма участия не сформирована, о чем говорит разброс благотворительных затрат по отношению к прибыли по сектору, отмечает один из авторов исследования "CAF Россия" Лидия Тихонович. Она и ее коллеги считают, что объемы благотворительности банковского сектора будут расти, при этом распространение будут получать специальные банковские продукты, помогающие клиентам участвовать в благотворительности.

В 2012 г. банковские расходы на филантропию выросли, по данным "CAF Россия". За три квартала 2012 г. исследованные банки потратили 5,860 млрд руб., что больше, чем год назад, на 21,3%. Правда, они и заработали больше: за шесть месяцев 2012 г. банковская система получила рекордную прибыль в размере 507 млрд руб., что на 14,1% больше результата прошлого года (444,2 млрд руб.) и более чем в 2 раза больше, чем в 2010 г., по данным Центробанка.

Но банки могли потратить на филантропию и больше – они не все расходы представляют в отчетности. Нужно также учитывать, что не все расходы на благотворительность могут быть представлены в отчетах Центробанку. Например, в банках, создавших собственные благотворительные фонды, оплата труда сотрудников может не выноситься в статью именно благотворительных расходов. В международных банках финансирование программ может производиться из бюджета корпоративного фонда в штаб-квартире, что также не отражается в отчетности ЦБ. Некоторые благотворительные акции финансируются из бюджета PR и т. п.