Россия сможет обогнать страны ОЭСР, если перейдет к безотходной экономике


Производственные процессы, обеспечивающие безотходное функционирование экономики (эту концепцию еще называют экономикой замкнутых циклов, circular economy), способны принести странам огромные выгоды. Консалтинговая компания McKinsey в отчете «На пути к экономике замкнутых циклов», подготовленном для фонда Эллен Макартур, оценивает возможную экономию от внедрения таких процессов только для стран Евросоюза на уровне $400 млрд в год.

Что же такое – экономика замкнутых циклов, или безотходная экономика? Если использовать простое сравнение, то ребенку, собирающему игрушечный автомобиль из элементов детского конструктора, даже не придет в голову мысль выбросить в мусор эту машинку после того, как она ему наскучит: он разберет игрушку и из составлявших ее частей соберет, например, самолет – это пример безотходного производства. Такой переход к экономике замкнутых циклов обеспечит странам Евросоюза столь необходимый им сейчас прирост ВВП на уровне 3% в год.

Еврокомиссия и парламент ЕС считают движение в сторону третьей индустриальной революции и переход к экономике замкнутых циклов одной из своих самых важных задач. Для России, которая сейчас потребляет энергоносителей (в пересчете на единицу произведенного ВВП) в 10 раз больше, чем, например, Германия, выгоды от аналогичных решений могут оказаться еще существеннее: по нашим оценкам, до 15% от ВВП. Именно благодаря тому, что сегодняшняя российская инфраструктура настолько устарела, что требует замены в любом случае, Россия может на самом деле быстрее других стран создать у себя новую инфраструктуру, готовую к третьей промышленной революции, и таким образом вырваться вперед по сравнению со странами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Точно так же, как Британия стояла во главе первой индустриальной революции, обусловленной изобретением паровой машины и печатного пресса, а США возглавили вторую, в основе которой лежали нефть, телефон и телевидение.

Россия вполне могла бы стать лидером третьей индустриальной революции, двигателями которой будут умные энергетические технологии, чистые технологии и интернет, особенно учитывая современное видение развития страны, включающее в себя и модернизацию. В то же время Россия благодаря переходу на современные, ресурсосберегающие технологии могла бы внести существенный вклад в решение глобальной проблемы нехватки природных ресурсов.

В этой статье мы приведем доводы в пользу того, что развивающиеся рынки – и особенно Россия – могут сыграть важную роль в глобальном переходе к экономике замкнутых циклов, в частности, путем использования прорывных чистых технологий в процессе модернизации своей экономики.

На нашей планете сейчас живет 7 млрд человек. Темпы прироста населения в последнее время начали плавно снижаться, общая численность населения Земли, как ожидается, стабилизируется на уровне около 10 млрд. Подход «добываем - производим - выкидываем» привел к крайне быстрому повышению уровня жизни населения Земли – но сделано это было за счет нашей планеты. По данным Всемирного фонда дикой природы, уже в 2008 г. для обеспечения устойчивого уровня потребления, достигнутого человечеством на тот момент, требовались ресурсы, на 30% превышавшие все доступные на Земле. Несомненно, на какой-то стадии этого процесса мы обнаружим, что все природные ресурсы Земли перекочевали на свалки. Уже сейчас очевидно, что необходимо найти способы их повторного использования и утилизации. Компании все чаще приводят свои производственные процессы в соответствие с биометрическим подходом к дизайну, призванному создать дружелюбную по отношению к окружающей среде продукцию. В бизнес-сообществе наблюдается растущий интерес к развитию способов создания экономики замкнутых циклов, не генерирующей никаких отходов. В конце концов это и есть единственный способ, которым мы сможем обеспечить 10 млрд жителей Земли товарами и услугами, необходимыми им для того, чтобы вести продуктивный и приемлемый образ жизни.

Все признающие эту тенденцию понимают также, что замена, например, автомобилей, работающих на ископаемом топливе, новыми транспортными решениями (такими, как электромобили) – это всего лишь вопрос времени. Они также понимают, что неэффективные системы кондиционирования воздуха будут заменены на более эффективные системы – такие, как геотермальные тепловые насосы, среди прочих функций которых есть и охлаждение помещений. Если продолжить эту мысль, то мы увидим, что неизбежно существенная доля энергии, получаемой человечеством в будущем, будет вырабатываться децентрализованно, на местном уровне (пример такого подхода мы видим сегодня в Дании).

Внедрение чистых технологий в странах ОЭСР часто занимает длительное время в силу отсутствия понимания срочности процесса, наличия в этих странах уже существующей, отлаженной и хорошо функционирующей инфраструктуры, а также вызвано категорической позицией сторон, заинтересованных в сохранении статус-кво (например, защищающих централизованную систему энергетики страны, основанную на использовании ископаемых видов топлива). На развивающихся рынках дело часто обстоит совсем по-другому. Здесь остро чувствуются и высокий темп роста численности населения, и быстрый рост доходов населения. Возьмем в качестве примера Пекин: использование для повседневных поездок электрических мотороллеров стало тут не утопической мечтой, а нормой закона. По данным агентства Pike Research, рынок двухколесных транспортных средств с электрическим двигателем (электрические мотороллеры, мотоциклы и велосипеды) к 2018 г. может вырасти до 355 млн единиц – и это только в КНР. Текущий пятилетний план КНР предполагает инвестиции в чистые технологии на уровне $740 млрд. Для сравнения: предыдущий лидер по объему вложений в чистые технологии, Германия, инвестировала в 2011 г. $80 млрд. Китай и Сингапур станут глобальными лидерами в сфере чистых технологий. Другие страны, такие как Бразилия, Россия, Индия и Казахстан, также начнут движение в этом направлении.

В прошедшие 10 лет многие венчурные инвесторы и фонды прямых инвестиций смогли увидеть для себя перспективы, которые открывают вложения в чистые технологии. Они сначала считали их новым классом активов наподобие информационных технологий и осуществляли инвестиции аналогичным образом. Но фундаментальные правила инвестирования в чистые технологии радикально отличаются от традиционных моделей, используемых венчурными инвесторами в ИТ-сфере. Потому что чистые технологии – это необратимая, неизбежная и необходимая тенденция, а не просто еще один класс активов. Кроме того, многие бизнес-идеи в сфере чистых технологий уже сейчас коммерчески привлекательны. Как только инвесторы увидят, что чистые технологии являются тенденцией и частью более масштабного процесса – движения в сторону экономики замкнутых циклов, их инвестиционные предпочтения и методы оценки потенциала той или иной инвестиции изменятся соответственно. Эти новые инвестиции пойдут туда, где встретят наилучшие возможности, и развивающиеся страны соревнуются друг с другом за первые места в этом списке, что может позволить им одним скачком обогнать страны ОЭСР.

Автор - директор фонда чистых технологий в Wermuth Asset Management.