ЦБ заставит банки создавать полные резервы под сомнительные активы

Банкам придется создавать резервы в размере 100% от стоимости активов, если банк не может подтвердить их наличие или качество. Главное – понять, какие доказательства устроят ЦБ, предупреждают банкиры
Банкирам придется запастись подтверждающими документами/ Д.Абрамов/ Ведомости

ЦБ с января 2013 г. получит право требовать у банков создавать 100%-ные резервы на активы, не подтвержденные документами. Соответствующие поправки в инструкции ЦБ вывешены для обсуждения с банкирами. «Речь идет об активах, в отношении которых в разумные сроки не получены подтверждения их наличия, состояния», – пояснил первый зампред ЦБ Алексей Симановский. В отдельных банках выявляются ситуации, «когда в учете и отчетности банков активы есть (деньги в кассе, ценные бумаги, кредиты заемщикам на ведение реального бизнеса и т.д.), а в действительности их нет; это бывает нечасто, но бывает», говорит Симановский. Он добавил, что у отдельных банков (с отозванной лицензией) неподтвержденных активов бывает существенно больше 50%. «Таких банков немного. Но их не должно быть совсем», – сказал Симановский.

В предыдущей версии поправок, которые были представлены два месяца назад, такого требования не было. Идея ужесточить нормы резервирования у регулятора появилась в связи со случаями отражения несуществующих активов на балансах банков, у которых были отозваны лицензии. В частности, существенную недостачу кассы ЦБ обнаружил в дагестанском банке «Дербент-кредит», у которого вчера была отозвана лицензия, фиктивные вклады были выявлены в другом дагестанском банке – Трансэнергобанке.

Если ЦБ установит, что банк отразил кредит без документов, подтверждающих осуществление сделки, то регулятор классифицирует эту ссуду как ссуду наихудшего качества и будет требовать создать по ней резервы в размере 100%. Причем не позднее следующего дня. Аналогично ЦБ будет требовать создать 100%-ные резервы, если не найдет документов, подтверждающих сделки с контрагентами банка, или если не найдет в банке денежных средств, которые указаны в его бухгалтерской отчетности.

«Понятно, что у ЦБ уже накопилось много случаев, когда в банках, у которых отзывают лицензию, не обнаруживается части активов, и он хочет принять профилактические меры. Но ЦБ надо уточнить, подразумевает ли он полное отсутствие документов по сделкам или документы есть, но не устраивают ЦБ», – рассуждает президент Клуба банковских бухгалтеров Кирилл Парфенов. Он напоминает, что действительно могут быть форс-мажорные обстоятельства, после чего не остается порой документов, а бывает наоборот: документы есть, а активы отсутствуют. Кроме того, некоторые сделки требуют оформления в течение долгого времени. Получается, есть риск, что по таким сделкам будут начисляться резервы только потому, что они бюрократически долго оформляются, говорит он. «ЦБ необходимо прописать, какие именно документы он считает необходимыми для подтверждения сделок. К примеру, банки оформляют межбанковские кредиты в электронных системах, поэтому как такие кредиты подтверждать, достаточно ли будет общего договора или надо подтверждать каждый межбанковский кредит? Нужны четкие пояснения, о каких документах идет речь», – говорит топ-менеджер крупного банка.

«Регулятор явно не это имел в виду, видимо, он хочет увидеть скрытые сделки, по которым есть документы, но они не отражают всю суть сделки. Поэтому ЦБ надо точнее описать, какие сделки он считает скрытыми, притворными, и тогда банкам будет тяжелее прятать их», – предлагает Парфенов.

Первый заместитель гендиректора Агентства по страхованию вкладов Валерий Мирошников говорил ранее, что около 80% банкротств российских банков имеет криминальный характер, но даже в случае рыночного банкротства бывали случаи фальсификации отчетности. Он настаивал на введении персональной ответственности банкиров за фальсификацию отчетности, как это происходит в ряде зарубежных стран.

Кроме того, ЦБ обезопасил себя на случай пропажи баз данных у банка: с конца января 2013 г. вступает в силу требование для банков хранить сведения о своей деятельности на электронных носителях. Правда, пока решено, что банки будут хранить электронную копию данных у себя, а не на внешних серверах.