При реформе регулирования листинг стоит передать бирже

Обсуждение перспектив построения международного финансового центра в Москве в последнее время сопровождается дискуссией о необходимости создания мегарегулятора на финансовых рынках. При этом прослеживается логика: объединенная биржа – единый центральный депозитарий – единый регулятор. Причинами создания мегарегулятора называются международный опыт, а также отсутствие адекватного механизма финансирования ФСФР и, как следствие, кадровый голод и недостаток ресурсов для осуществления службой своих функций регулятора. Обсуждается, как создать такого мегарегулятора на базе Центрального банка, оставив регулирование рынка ценных бумаг в рамках его обособленного подразделения. При этом хотелось бы избежать излишней бюрократизации процедур и конфликта интересов между подразделениями, сохранив преемственность накопленного опыта в регулировании сегментов финансовых рынков, не связанных с кредитными организациями.

Биржа уже более трех лет пытается безуспешно согласовать с ФСФР изменение неэффективной системы листинга, в которой трудно разобраться даже консультантам, не говоря уже об инвесторах и эмитентах. Можно ждать еще несколько лет, пока сформированный мегарегулятор займется реформированием листинга, а эмитенты тем временем уйдут в другие юрисдикции. А можно передать функцию листингового агента бирже как саморегулятору.

Представляется разумным выделить из ФСФР функцию регулирования правил листинга и создать листинговое агентство на базе объединенной биржи, соблюдая при этом принципы предотвращения конфликта интересов. Преимущества такого варианта – наличие на бирже квалифицированных кадров, глубоко погруженных в эту тематику, и источника финансирования для оплаты труда высококвалифицированных специалистов, а также отсутствие дополнительных бюрократических инстанций между биржей как площадкой и ее участниками-эмитентами, что повышает эффективность их взаимодействия.

Биржа, с одной стороны, является торговой площадкой, заинтересованной в росте объемов торгов, генерирующих комиссионное вознаграждение, и в увеличении количестве эмитентов. С другой стороны, листинговое агентство обязано создавать правила допуска эмитентов и следить за их выполнением. Налицо конфликт интересов. В мировой практике накоплен опыт, когда происходит разделение функций в рамках одного института, осуществляющего инвестиционно-банковские услуги и выработку аналитических рекомендаций по рынку ценных бумаг, через создание механизма «китайских стен» между подразделениями. Регулирование нарушений происходит через механизм привлечения виновников к судебной ответственности. Рейтинговые агентства оказывают услуги участникам рынка ценных бумаг по оценке их кредитоспособности и финансовой устойчивости, получая деньги от клиентов, но их деятельность основана на принципе сохранения репутации и опять же угрозе судебных исков. Таким образом, существующие принципы и механизмы, работающие в эффективной институциональной среде, позволяют предотвращать конфликт интересов при формировании листингового агентства на базе биржи, а без этой среды никакие регулятивные институты работать не будут и даже мегарегулятор не поможет.

Автор - сертифицированный корпоративный директор\r\n\r\n.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать