Россия имеет шансы перескочить через «ловушку для стран со средним уровнем дохода»


В 1950-е гг. экономист Александр Гершенкрон писал, что после Второй мировой войны Япония и Германия смогли быстро восстановиться за счет новейших для того времени технологий и промышленных процессов, так называемых преимуществ экономической отсталости. Но если быстрорастущие экономики пользуются этими преимуществами достаточно долго, в конечном итоге они сталкиваются с существенными экономическими ограничениями, их развитие замедляется – этот феномен известен как «ловушка для стран со средним уровнем дохода». Согласно результатам недавнего исследования американского Национального бюро экономических исследований (NBER) (B. Eichengreen, D. Park, K. Shin. When Fast Growing Economies Slow Down: International Evidence and Implications for China. March 2011), страны с быстрорастущей экономикой оказываются в этой ловушке, когда ВВП на душу населения достигает около $16 000 в пересчете на постоянный уровень международных цен 2005 г.

Журнал The Economist, для которого эта тема особенно привлекательна, посвятил ей более 30 статей с 2008 г. Но ни одна не касалась России. Между тем, по нашим оценкам, Россия не только будет первой страной блока БРИК, которая достигнет этой ловушки в 2013 г., но, что гораздо важнее, имеет все шансы ее перескочить. Этот вывод построен на оценке стран БРИК по пяти критериям, которые, согласно исследованию NBER, повышают возможности избежать ловушки. По нашим оценкам, вероятность такого скачка для России составляет 60%, тогда как аналогичный показатель по другим странам БРИК равен 50%.

На первый взгляд этот вывод может показаться удивительным, поскольку противоречит традиционному стереотипу, согласно которому Россия существенно отстает от остальных стран БРИК по многим структурным и макроэкономическим критериям. Но хотя у России действительно наихудший показатель числа иждивенцев из категории пожилых граждан, она существенно опережает других членов блока с точки зрения свободы торговли, относительно высокого уровня потребления, низкой и стабильной инфляции, адекватности стоимости национальной валюты и неравномерности распределения доходов.

Что будет представлять из себя «ловушка для стран со средними уровнем дохода» в случае России? По нашим оценкам, она предполагает низкие темпы развития экономики: в среднесрочной перспективе рост ВВП быстро замедлится до уровня менее 2%. Отношение инвестиций к ВВП снизится примерно до 20% с 25% в 2011 г., производительность труда будет прибавлять менее 1% против среднегодового показателя 5,3% в период с 1999 по 2007 гг. Концепция надвигающейся «ловушки» подтверждает идеи, которые мы выдвигали недавно. Значимый макроэкономический переход от двойного (по сальдо счета текущих операций и бюджета) профицита, который был характерен для растущей экономики России в период до 2009 г., к двойному дефициту будет способствовать созданию совершенно новой макроэкономической парадигмы с политической точки зрения – парадигмы, которая может предполагать снижение дифференциальных рент и как следствие способности поддерживать политический статус-кво.

Вместе с тем по иронии в целом неблагоприятная демография все же будет обеспечивать рост доходов на душу населения, даже когда развитие экономики замедлится до темпов, характерных для «ловушки для стран со средним уровнем дохода». По нашим оценкам, даже если оптимистично допустить, что численность населения останется на прежнем уровне (а не снизится), показатель ВВП на душу населения, рассчитанный с учетом паритета покупательной способности (ППС), вырастет с $14 808 (цены в долларах США на 2005 г.) в 2011 г. до $18 185 к 2022 г. Это предполагает среднегодовой рост экономики в предстоящее десятилетие на уровне 1,9% против 5,6% за предыдущие 10 лет. Но это не исключает улучшения уровня жизни относительно достаточно высокого ВВП на душу населения.

Экономические условия «ловушки для стран со средним уровнем дохода» предполагают следующие возможные политические последствия:

1. Разрастание «ловушки» не сулит беспорядочной смены власти, но может способствовать продолжительному экономическому и политическому застою. ВВП будет прибавлять менее 2% в год, но на фоне снижения численности населения доходы на душу населения будут расти, что будет гасить стимул резко менять расклад политических сил. В результате для сохранения власти действующие политические силы должны будут привлекать все больше долгового капитала, как это делали политики Греции в 1980-2010 гг. Принимая во внимание грозящий шаг назад в процессе реформирования пенсионной системы, есть признаки того, что Россия может пойти по пути Греции. Следствием станут умеренный рост экономики, но гораздо меньшая гибкость в возможностях противостояния внешним шокам.

2. Альтернативный сценарий предполагает ненасильственные политические перестановки в ходе выборов депутатов Государственной думы в 2016 г. и президента – в 2018 г. в результате разочарования из-за высокого прожиточного минимума и ничтожного роста доходов в стране, застрявшей в «ловушке для стран со средним уровнем дохода».

3. Возможно, политические перестановки должны быть инициированы сверху. Поскольку в «ловушке» доходы на душу населения, пусть достаточно медленно, но все же будут продолжать расти, стимул у электората требовать смены политических сил будет небольшим, и, возможно, соответствующие преобразования потребуется инициировать сверху. Эта точка зрения, на наш взгляд, подтверждается теорией, выдвинутой советским писателем-диссидентом А. Зиновьевым в книге «Зияющие высоты». Зиновьев отмечает, что советские граждане никогда не будут бороться с коммунизмом, а диссиденты не представляют угрозы для системы. Только советские лидеры могут уничтожить коммунизм, если начнут реформы, которые подорвут всю систему государства. Политическая ситуация сегодня предполагает, что, перефразируя Зиновьева, политические перестановки может потребоваться инициировать сверху, вероятно, за счет разделения правящего класса.

4. Россия имеет достаточно высокие шансы перескочить через «ловушку». Сейчас принимаются реформы (вступление в ВТО, приватизация госсобственности, улучшение положения страны в рейтинге условий для ведения бизнеса Всемирного банка, требование правительства к госкомпаниям перечислять 25% прибыли на дивиденды, допуск международных расчетных систем на внутренний рынок облигаций, создание центрального депозитария), способные обеспечить существенный рост производительности, который позволит России сохранить экономический рост на уровне 4-4,5% в предстоящие 10 лет. Это пойдет на пользу не только российскому электорату и инвестиционному сообществу, но также и амбициям российских политических лидеров. Кроме того, в отличие от Зиновьева, мы сомневаемся, что действующие политические силы будут противостоять реформам. Политические преобразования конца 1980-х – начала 1990-х гг. характеризовались резким падением уровня жизни, что подрывало политический статус-кво, тогда как реформы, которые планируется провести сейчас, могут быть реализованы на фоне повышения доходов на душу населения. Таким образом, власти предержащие могут реализовать относительно простые меры, которые могут стимулировать развитие экономики без разрушения системы и потери монополии на власть.

Автор - главный экономист по России и СНГ \"Ренессанс капитала\".