Финансы
Бесплатный
Маргарита Лютова
Статья опубликована в № 3240 от 28.11.2012 под заголовком: Трудности подготовки

Минтранс хочет переложить на частников обязанности государства по подготовке территории к строительству дороги

Пытаясь привлечь иностранные компании к дорожному строительству, Минтранс может создать для них новые трудности – переложить на них подготовку участка. А вот российские подрядчики будут рады сделать эту работу вместо государства
На пути иностранцев к господрядам может появиться новое препятствие
Д.Абрамов / Ведомости

К 1 декабря должен быть разработан механизм привлечения иностранных компаний с их «современными технологиями и управленческими компетенциями» к участию в конкурсах и аукционах на дорожные подряды. Такое поручение давал президент Владимир Путин в одном из своих инаугурационных указов от 7 мая.

Для этого Минтранс решил усовершенствовать законодательную базу – в частности, градостроительное законодательство, сообщил его представитель. Проекты поправок в Градостроительный кодекс и в одно из постановлений правительства опубликованы на сайте ведомства, сейчас идет общественное обсуждение, говорит он. Никаких формальных препятствий, запрещающих иностранцам бороться за дорожные подряды, сейчас нет, подчеркивает федеральный чиновник, мешают сложные процедуры.

Минтранс предлагает снять с государства (с заказчика) обязанности по подготовке территории к строительству дороги и переложить их на частника. Отвод земель под строительство, их изъятие и отчуждение недвижимости, выкуп земель можно будет включить в контракт на выполнение строительно-монтажных работ, объясняет представитель «Трансстроя». В некоторых контрактах эти обязанности и так возлагались на подрядчика, но пока это не закреплено законодательно, продолжает он.

Хорошая идея, радуется топ-менеджер другой российской инфраструктурной компании: когда за подготовку территории и выкуп земли отвечает заказчик, высок риск не получить участок в срок. «Вначале мы не можем работать из-за неготовности территорий, а затем начинается форсированная стройка», – сетовал гендиректор «Мостотреста» Владимир Власов в недавнем интервью «Коммерсанту».

А вот иностранным компаниям изменение правил может не понравиться. Свои новые обязанности они могут расценить как еще один риск, замечает представитель «Трансстроя» (у компании есть опыт сотрудничества с иностранными партнерами. – «Ведомости»), для них подготовка участка к строительству и так всегда была наиболее уязвимым элементом исполнения контракта.

Иностранцы опасаются политических рисков и коррупции, замечает сотрудник одной из компаний, участвовавших в совещаниях Минтранса, но есть и объективные причины. Они сталкиваются с трудностями при использовании новых технологий. Дорожные аукционы – серьезная проблема, признается топ-менеджер одной из иностранных компаний: побеждает предложивший самую низкую цену, а использование более совершенных технологий, как правило, повышает ее, в итоге иностранные подрядчики не могут конкурировать с российскими строителями. Случается, что к моменту объявления тендера уже готово заключение Госэкспертизы по проекту и, чтобы изменить технологии или инженерное решение, нужны новая экспертиза и новые торги. Из-за этого выигравшая компания оказывается не вправе применить инновационные технологии.

Введение федеральной контрактной системы должно изменить ситуацию, надеется сотрудник российской строительной компании: появится возможность проводить конкурсы в два этапа, во время предквалификации отобрать инновационные идеи и сразу усовершенствовать проект.

Инновации действительно иногда дороже на этапе строительства, признает сотрудник иностранной компании, зато можно будет сэкономить на ремонте, для этого и необходимы долгосрочные контракты на весь жизненный цикл дороги. Но заключать такие контракты по господрядам сейчас на практике не удается из-за правил формирования федеральной адресной инвестиционной программы – в рамках одного контракта нельзя совмещать проектирование и строительство.

Если все же при работе над поручением президента привлечь иностранцев будут исправлены «системные ошибки» законодательства, это пойдет на пользу и российским компаниям, считает представитель «Трансстроя»: появится возможность воспринять мировой опыт и выходить на рынки других стран. Но пока Минтранс лишь рискует создать для иностранцев новые препятствия, заключает он.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more