ЦБ сдует пузырь на рынке потребкредитования

На рынке потребительского кредитования – пузырь, ЦБ намерен его сдуть. Это замедлит и без того слабые темпы экономики, однако лучше невысокий рост, но здоровый, разделяют тревоги регулятора эксперты

Бурный рост кредитования вредит и банкам, и населению, рассказал глава департамента финансовой стабильности ЦБ Сергей Моисеев. Увлекающиеся потребкредитованием банки «сидят на динамите», сравнил он: необеспеченные ссуды растут на 60% в год, растут плохие долги, не работает механизм перераспределения рисков. У населения растет долговая нагрузка – сейчас на выплату долгов тратится 20% доходов, а если нефть упадет до $80/барр., эта доля «превратится в 40% и это уже серьезно», предупредил Моисеев (цитаты по Reuters). ЦБ намеревается сдуть пузырь повышением резервов и ужесточением требований к капиталу банков, в 2013 г. рост кредитования физлиц составит 25–30%, ожидает Моисеев, это все равно высокие темпы (в октябре – 42,7%, регулятор считает приемлемыми темпы в 20%).

Расходы населения остаются главным драйвером экономики: они обеспечили примерно три четверти из 4,5% ее роста в первом полугодии (в годовом сравнении). Почти треть в темпах роста розницы обеспечена кредитами физлиц, посчитала Юлия Цепляева из BNP Paribas. При этом реальные поквартальные темпы ВВП в I–II кварталах составили 0,3%: перегрев экономики, вызванный ростом кредитов, наблюдается одновременно с ее почти стагнацией. Если бы в первом полугодии рост кредитов физлицам был 20%, то экономика замедлилась бы до 0%, посчитал Николай Кондрашов из Центра развития ВШЭ.

Годовые темпы ВВП при сокращении роста кредитования в 2013 г. замедлятся до 3%, ожидает Цепляева, однако лучше более медленные, но более устойчивые темпы: «Если возможности роста исчерпаны, то стимулировать его нездоровым способом нельзя». Экономический рост в ведении не ЦБ, а правительства, которое должно его стимулировать путем институциональных изменений и улучшения инвестклимата, согласен Кондрашов: «Проблемы экономики системные, а не временные, потребкредиты не создают никаких источников роста».

Рост плохих долгов банков – 6,5% и не снижается уже год, т.е. они растут теми же темпами, что и кредитный портфель в целом (25%), говорит Олег Солнцев из ЦМАКП: «Мы уже давно бьем в набат». Пока кризисного потенциала в банковской системе недостаточно, чтобы вызвать рецессию, считает он. Но вероятность скачка плохих долгов выше у крупных банков – у них ситуация хуже, чем в 2008 г.

Доля выплат по кредитам у физлиц превысила уровень 2008 г. (была 16,3%). Но ее двукратный рост возможен при падении доходов вдвое, «такого не было даже в 1998 г.», говорит Солнцев, девальвация к этому не приведет, так как доля валютных кредитов у населения – около 10%. ЦБ сгущает краски, но в целом прав, считает Солнцев: «К банковскому кризису ведут две причины: рост портфеля, опережающий рост собственного капитала, и неравномерность распределения уровня достаточности капитала – причем сейчас она минимальна у крупных банков».