Правительство пересмотрит процедуру закупок госкомпаний и монополий

Правительство готово смягчить закон, ужесточающий процедуру закупок госкомпаний и монополий. Частным компаниям не придется раскрывать данные о тендерах, если доля выручки на монопольном рынке не превышает 10%
НЛМК не придется менять процедуру закупок из-за поставок тепла/ PhotoXpress

Правительство собирается скорректировать закон о закупках госкомпаний, госучреждений и монополий в секторе электро-, газо-, тепло- и водоснабжения, рассказал высокопоставленный федеральный чиновник.

Согласно этому закону с 1 января 2013 г. предприятия, являющиеся монополистами на каком-либо рынке, и их «дочки» будут обязаны публиковать положение о своих закупках, их план, а также информацию о торгах на сумму свыше 100000 руб.

Предполагается, что нормы закона не будут распространяться на частные компании-монополисты и их «дочек», если доля выручки на монопольном рынке не превышает 10%, говорит собеседник «Ведомостей». По его словам, такой законопроект уже внесен депутатами в Госдуму и в ближайшее время получит положительный отзыв правительства. Проект отзыва готовило Минэкономразвития и внесло его в правительство на прошлой неделе, подтверждает пресс-секретарь премьера Наталья Тимакова: «Сейчас документ находится в секретариате первого вице-премьера Игоря Шувалова. После обработки юристами он будет вынесен на комиссию по законопроектной деятельности». Законопроект будет принят в трех чтениях до конца года, утверждает федеральный чиновник.

Инициатором принятия поправок был РСПП, в частности член бюро Владимир Лисин – основной акционер Новолипецкого металлургического комбината (НЛМК), который владеет в Липецке некоторыми инфраструктурными объектами, продолжает федеральный чиновник. РСПП действительно не раз обращал внимание на проблему регулирования закупок, рассказывает директор по внешним связям НЛМК Антон Базулев, НЛМК «оказывает монопольные услуги по тепло- и газоснабжению в Липецке не по собственному желанию, а в силу сложившейся практики – объекты ЖКХ и административно-бытового назначения изначально запитывались через нашу инфраструктуру». Доля доходов от этой деятельности не превышает 0,2%, однако по действующему закону компания все равно подпадает под его действие, отмечает Базулев: «Если компания работает на монопольном рынке, то, наверное, это правильно, но металлургический рынок является конкурентным, и публикация данных о закупках одной из компаний дает необоснованные конкурентные преимущества другим».

В базе Госдумы есть три законопроекта о введении 10%-ного барьера, внесенных разными депутатами. Правительство поддержит законопроект депутата от «Единой России» Алексея Бобракова, рассказывает человек, знакомый с повесткой правительственной комиссии по законопроектной деятельности.

Деятельность коммерческих организаций направлена на извлечение прибыли и снижение издержек, в том числе путем оптимизации расходов на закупки, отмечает Бобраков в пояснительной записке к законопроекту. Распространение закона на организации, для которых естественно-монопольные и регулируемые виды деятельности не являются основными, – чрезмерное ограничение их деятельности, пишет он.

В реестре предприятий, контролирующих более 35% рынка теплоснабжения разных регионов, много крупных компаний. Например, помимо НЛМК в списке находятся ТГК-13, «Апатит», «Квадра».

«Квадра» (монополист на Белгородском рынке теплоснабжения) заранее начала публиковать информацию о закупках, но это не увеличило конкуренцию и участников торгов больше не стало, говорит представитель компании. По его словам, публикация информации о закупках создала бы лишние бюрократические трудности. Когда компания работает в нескольких регионах, собирать информацию по всем закупкам ее филиалов проблематично, объясняет он: отмена требования упростит работу.