Финансы
Бесплатный
Максим Товкайло|Евгения Письменная
Статья опубликована в № 3251 от 13.12.2012 под заголовком: За дороги страна заплатит благосостоянием

За дороги страна заплатит благосостоянием

Уход от сырьевой модели экономики, провозглашенный вчера президентом, произойдет за счет сырьевых доходов. Как стало известно «Ведомостям», на эти цели пойдут не только 100 млрд руб. из фонда национального благосостояния (ФНБ), но и сверхдоходы от нефти и газа
Президент Путин направит нефтяные сверхдоходы на строительство дорог
A.Zemlianichenko / AP

Резервы сырьевой модели развития нашей экономики исчерпаны, признал вчера президент Владимир Путин в послании Федеральному собранию. Согласно расчетам Минэкономразвития, даже при инновационном сценарии развития средний ежегодный рост экономики в 2012–2030 гг. составит 4,4%. А интересы России требуют не менее 5–6% ежегодного роста ВВП в ближайшее десятилетие, заявил Путин: «Важно ставить и стремиться к решению именно этой задачи».

Шаг первый

Нужны дешевые и длинные деньги для кредитования экономики, считает президент. Суммарный объем резервного фонда и ФНБ к концу года составит около 9% ВВП, а значит, определенная подушка безопасности сформирована, заметил Путин и предложил уже в 2013 г. вложить до 100 млрд руб. из ФНБ в инфраструктурные облигации. «Прошу Минфин проработать такую схему. Важно, чтобы проекты были окупаемыми, а не требовали постоянной подпитки из ФНБ или из федерального бюджета», – сказал президент.

На 1 декабря в обоих суверенных фондах было 4,6 трлн руб., или 8,2% ВВП. В ФНБ сейчас 2,7 трлн руб., из них около 668 млрд руб. размещены на депозите во Внешэкономбанке, остальные – в иностранных гособлигациях. Доходность этих вложений невелика – например, в 2011 г. она составила всего 2,67% годовых.

Возможность вкладывать средства ФНБ в инфраструктурные облигации есть уже и сейчас, просто Минфин ею не пользовался, отмечает высокопоставленный чиновник министерства. «Нужно на следующий год сделать эту норму работающей» – так он понимает задачу. Законодательство позволяет держать в частных облигациях до 30% средств фондов, продолжает другой сотрудник Минфина.

По расчетам Минэкономразвития, направленным в правительство в сентябре, только на 2013–2015 гг. запланировано начать реализацию инфраструктурных проектов на 9,6 трлн руб., а их потребность в заемном финансировании – 2,2 трлн руб. Названные президентом 100 млрд руб. – это только начало, в дальнейшем возможно увеличение этой суммы, отмечает сотрудник аппарата правительства. Прежде всего средства пойдут на объекты транспортной инфраструктуры, добавляет он. В Минтрансе «Ведомостям» предоставили список проектов, которые, по мнению министерства, особенно нуждаются в господдержке (см.врез).

Поскольку главные риски в пенсионной системе возможны лишь через 13–15 лет, часть средств ФНБ можно сейчас инвестировать в инфраструктуру и 100 млрд руб. вполне разумная цифра, считает экс-министр финансов Алексей Кудрин. Но необходимы гарантии окупаемости проектов за счет собственных доходов, отмечает он: «Облигации РЖД не могут считаться инфраструктурными, если покрываются за счет общих доходов РЖД, а не доходов от сделанных инвестиций».

Шаг второй

Следом за инвестированием средств ФНБ в инфраструктуру будет принято решение о смягчении бюджетного правила, рассказали «Ведомостям» несколько чиновников финансово-экономического блока правительства. Согласно уже принятому в первом чтении Госдумой законопроекту дополнительные нефтегазовые доходы должны с 2013 г. направляться в резервный фонд до достижения им 7% ВВП. Если сверхдоходы еще больше, то одна половина их должна идти в ФНБ, а другая – на инфраструктурные проекты. Минэкономразвития предложило снизить нормативную величину для резервного фонда до 5% ВВП. «С точки зрения рисков для бюджетной системы что 7%, что 5% – одно и то же. Объяснить, почему 7% можно, а 5% нельзя, никто не может. Но за счет этих 2% ВВП можно сократить долгострой по федеральной адресной инвестпрограмме и расшить узкие места в инфраструктуре», – объяснял министр экономического развития Андрей Белоусов в интервью «Ведомостям» 6 декабря.

По словам собеседников «Ведомостей», смягчение бюджетного правила уже поддержали президент, его помощник Эльвира Набиуллина, первый вице-премьер Игорь Шувалов. Минфин до сих пор выступает против изменения бюджетного правила, но министр финансов Антон Силуанов фактически остался единственным сторонником нынешней конструкции, рассказывают два федеральных чиновника. Председатель правительства Дмитрий Медведев долгое время соглашался с Силуановым, но, после того как Путин дал добро на изменение модели, спорить не стал, рассказывают источники.

«Не факт, что решение будет реализовано уже с 2013 г., так как бюджет на следующий год уже сверстан. Скорее всего с 2014 г.», – предполагает сотрудник аппарата правительства.

Бюджетное правило менять не нужно, президент в послании ничего не говорил об этом, не согласен высокопоставленный чиновник Минфина. Президент действительно не говорил об изменении бюджетного правила, но определенные предложения в этой плоскости обсуждаются, признает пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков. Эффект для экономики от смягчения правила будет только при эффективном расходовании дополнительных доходов, говорит высокопоставленный чиновник Минэкономразвития.

Если до 2007 г. все боялись перегрева экономики, то сейчас понятно, что такой угрозы нет, российская экономика растет ниже потенциала, отмечает главный экономист BNP Paribas Юлия Цепляева: «Поэтому стимулирование роста естественно. И выбран правильный вектор – в инфраструктуру». Есть коррупционный риск, но даже если часть денег будет потеряна, а другая часть инвестирована эффективно, то мы будем в лучшем положении, чем если ничего не будет сделано, полагает она.

Если правительство хочет, чтобы экономика росла на 5% ежегодно, то надо использовать инвестиционные стимулы, советует Цепляева: «Иначе рост может замедлиться до 2%. А это позор. Мы и так уступаем по темпам роста не только Индии и Китаю, но и Бразилии».

Выбор редактора
Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more