Ernst & Young и РЭШ: Россия провалила план создания МФЦ

В концепции создания международного финансового центра были заявлены амбициозные цели: к 2010 г Москва должна была стать региональным центром для стран СНГ, к 2012 г – выйти на уровень, сравнимый с Шанхаем и Мумбаи
А.Махонин/ Ведомости

С момента разработки концепции по созданию международного финансового центра (МФЦ) в России прошло четыре года, подводят итоги Ernst & Young и Российская экономическая школа (РЭШ) в исследовании «Москва как региональный финансовый центр для стран СНГ». Россия так и не смогла утвердиться в роли регионального финансового центра, Москве далеко до уровня Шанхая и Мумбаи, не говоря уже о Лондоне и Нью-Йорке, пишут они.

Мода на МФЦ вдруг схлынула, появился приоритет "Сколково" и новые другие, отмечает Цепляева: «Со стратегическими проектами так не поступают: лучше выбрать 2-3 приоритетных, чем форсировать десяток амбициозных идей».

В концепции по созданию МФЦ в 2008 г. были заявлены амбициозные цели: к 2010 г. Москва должна была стать региональным финансовым центром для стран СНГ, к 2012 г. – выйти на уровень, сравнимый с Шанхаем и Мумбаи. Кроме авторов концепции никто не рассчитывал на быстрый успех, отмечает зампредправления «Ренессанс Групп» Александр Мерзленко. Нужно ставить амбициозные задачи: это задает планку, считает Юлия Цепляева из BNP Paribas: «Москва еще не придумала, каким образом можно заманить инвесторов и в чем ее преимущества как МФЦ».

В индексе глобальных финансовых центров GFCI Москва за четыре года повысила свою оценку с 414 до 585 баллов, но ее место в рейтинге по отношению к конкурентам практически не изменилось: в сентябре 2008 г. Москва занимала 57-е место из 59, сейчас - 64-е из 77. За это время Шанхай поднялся с 34-го на 19-е место. Москву опережают и другие партнеры по BRICS (Сан-Пауло - на 47-м месте, Йоханнесбург - на 54-м, Мумбаи - на 63-м). Можно было бы свалить слабые успехи Москвы на коррупцию, но в Мумбаи ситуация в этом плане не лучше, успехи - на порядок выше, отмечает Цепляева.

Отсутствие прорыва в создании МФЦ во многом объясняется глобальным финансовым кризисом, который заставил правительство сменить приоритеты, считают в Ernst & Young и РЭШ: чиновники были вынуждены переключиться со структурных реформ на антикризисные меры - остановить обвал фондового рынка и падение курса рубля, обеспечение стабильности банковской системы и рефинансирование валютных заимствований со стороны корпораций. Стратегическая задача была принесена в жертву краткосрочным тактическим интересам и группам влияния, считает Мерзленко.

Проект МФЦ получил новый импульс лишь в 2010 г., когда была сформирована рабочая группа, констатируют эксперты Ernst & Young и РЭШ.

Главные вызовы для Москвы - высокая конкуренция, нехватка капитала и длинных денег на отечественном фондовом рынке, высокие административные барьеры для иностранных эмитентов и неразвитый бизнес-климат, отмечается в исследовании. Российские показатели финансового рынка сильно отстают от мировых лидеров: активы банковской системы составляют $1,3 трлн против $11,2 трлн Великобритании и $13,9 трлн - США, рыночная капитализация - $755 млрд против $2,8 трлн и $17,5 трлн соответственно, капитализация к ВВП - 41% против 119% и 116% (данные центробанков, Business Monitor Online, Capital IQ за 2011 г.).

Чтобы создать финансовый центр мирового уровня, в России нужна интеграция биржевой инфраструктуры для торговли ценными бумагами, партнерство с иностранными биржами, добавление новых инструментов на фондовом рынке, развитие единого биржевого и внебиржевого рынка для торговли валютами стран СНГ, рекомендуют Ernst & Young и РЭШ. Без сильных собственных финансовых институтов и нацеленности российских эмитентов на внутренние площадки невозможно создать финансовый центр, считает Мерзленко: нужна база инвесторов, перенос приватизации на российские площадки и рынок длинных денег: «Это политическое решение». На политическом уровне стратегическая задача сделать приватизацию главным движком МФЦ была поставлена только в этом году, сходятся эксперты. Государство само должно показать пример использования отечественной юрисдикции, выбирая российские площадки для приватизационных сделок, сказал президент Владимир Путин в своем послании федеральному собранию.

После демонтажа накопительной части пенсионной системы не приходится рассчитывать на создание главной базы для МФЦ - длинных денег, отмечает Цепляева: нужно придумать, как создать этот пул другим способом, чтобы экономика могла расти быстрее и смогла избежать внешних шоков: «Тогда придут соседи по СНГ, а остальные подтянутся». МФЦ - это не спринтерский забег, а стайерская дистанция, успокаивает начальник отдела управления инвестициями ИФК «Солид» Михаил Королюк: «Надо долго, из года в год долбить в одну точку, чтобы в итоге встать в один ряд с гигантами».

ФСФР на 90% выполнила составляющую плана по построению МФЦ в части развития регулирования на финансовом рынке, закрепленную за службой, заявили в ведомстве.