Хедж-фонд Third Point заработал на госбондах Греции $500 млн

Нынешний год стал идеальным для инвесторов, ориентирующихся на контриндикаторы, т.е. идущих против рынка. Максимальный доход принесли инструменты, которых игроки боялись больше всего
Fotolia/ PhotoXPress

Третья точка

Вто время как инвесторы по всему миру боялись греческого дефолта и выхода страны из еврозоны с перерастанием долгового кризиса в общеевропейский и даже мировой, хедж-фонд Third Point под управлением американского миллиардера Дэна Лоэба поставил на то, что Греции в этом году удастся решить свои проблемы, а соседи по еврозоне ей в конце концов помогут. Фонд скупил госбонды Греции на $1 млрд примерно по 17% от номинала.

В декабре страна выкупила часть облигаций примерно на 11 млрд евро по 34% от номинала. Third Point представил к выкупу большую часть своего пакета, его прибыль по операции оценивается в $500 млн, рассказали Financial Times люди, знакомые с деятельностью фонда.

Third Point ожидал, что бонды могут вырасти еще на 40%, и этот прогноз сбылся: в среду, после того как агентство Standard & Poor's повысило рейтинг Греции сразу на шесть пунктов – с «выборочного дефолта» до В-, цена 10-летних облигаций подскочила до 50% от номинала.

В начале года греческие бонды стоили 26,5% от номинала, а другой проходящей через кризис страны, Португалии, – 51,1%. С тех пор облигации Португалии, которая не просит новой финансовой помощи и проводит экономические реформы, подорожали до 85,5%.

Пугливые же инвесторы весь год скупали облигации самой надежной страны еврозоны – Германии. Из-за этого доходности ее бондов порой становились отрицательными. Такая тактика, конечно, позволила сохранить капитал в этот турбулентный год, но не заработать: 10-летние облигации Германии в этом году подорожали со 100,625 до 100,633% от номинала.

Напрасно сторонились инвесторы и европейского фондового рынка. Европейская экономика впала в рецессию, и, казалось бы, следовало избегать акций европейских компаний, ведь их прибыли падают. Однако панъевропейский индекс EuroSTOXX600 с начала года прибавил 15,2%, а американский S&P500 – 14,2%, хотя экономика США росла более чем на 2%. А немецкий DAX взлетел аж на 30%. Намного ли акции «токсичной» Греции, где ВВП сокращается пятый год подряд, отстали от акций крупнейшей экономики региона, которая продолжает расти и может похвастаться транснациональными корпорациями, по-прежнему получающими значительные прибыли на рынках десятков стран? Всего на 0,9 процентного пункта.

Опасения второй волны мирового кризиса должны были бы отвратить инвесторов от акций банков, тем более что их весь год сотрясали скандалы. Однако сводный индекс банков, MSCI All Country World Banks, поднялся на 22,5%, а глобальный MSCI All Country World – на 14,2%.

Осенью настроение рынков улучшилось, в частности, благодаря обещанию Европейского центробанка (ЕЦБ) поддержать рынок госдолга (многие банки владеют бондами проблемных стран).

Против кого играть?

На будущий год большинство экспертов опять советуют известные активы: облигации компаний и развивающихся стран, голубые фишки с развитых рынков с высокими дивидендами, избегая облигаций США, Германии и др., доходности которых опустились до исторических минимумов. Но некоторые выбирают инструменты, на которые «традиционный» аналитический взгляд не обращает внимания.

Цены активов сейчас имеют большее значение, чем перспективы роста бизнеса или экономики, считает главный стратег по мировым рынкам акций Goldman Sachs Питер Оппенгеймер: «Можно найти множество активов с плохими фундаментальными показателями, но их стоимость гораздо хуже даже этих показателей».

Одна из наиболее популярных ставок у инвесторов, работающих против тренда, – японские акции. Правда, она не оправдывает себя почти 20 лет, в Японии идет уже пятая за это время рецессия, у страны крупнейший в мире уровень госдолга. Однако новый премьер Синдзо Абэ пообещал проводить агрессивную политику фискального стимулирования, а Банк Японии увеличил объем стимулирующих программ до 101 трлн иен ($1,2 трлн).

Многие хедж-фонды уже играют против иены и гособлигаций, но некоторые инвесторы, включая менеджеров крупнейшей компании мира по управлению ПИФами – BlackRock, полагают, что небольшая инфляция и более дешевая иена делают привлекательными акции японских компаний. С середины ноября индекс Nikkei уже вырос на 17%, но главный стратег по инвестициям BlackRock Русс Кестерих все равно считает эти бумаги очень дешевыми.

«Главный вопрос – вы верите, что страна или сектор выберется из кризиса? Если да, то сегодня можно даже начинать инвестировать в гособлигации периферийных стран еврозоны», – говорил в ноябре главный экономист по рынкам Центральной и Восточной Европы ING Bank Саймон Кихано-Эванс. «Для успешной инвестиции нужно попытаться понять, изменится ли настроение на конкретном рынке», – добавлял исполнительный директор LGT Capital Partners Альбертус Риггер.

Пример Греции показывает, что перспективы роста – далеко не всегда хороший критерий для успешных инвестиций, считает Лука Паолини, главный стратег Pictet Asset Management: «Главное – чтобы были превышены ожидания».

Именно это, по его мнению, может случиться с испанскими акциями в наступающем году. В этом году индекс Ibex упал на 3,5%, в долларовом выражении капитализация испанских компаний в среднем равна балансовой стоимости их собственных средств (такая же ситуация, кстати, и с бразильскими акциями). Экономические перспективы Испании не впечатляют, но инвесторы могут проигнорировать рецессию, указывает Паолини, ведь ЕЦБ пообещал скупать ее гособлигации.