Финансы
Бесплатный
Дмитрий Казьмин
Статья опубликована в № 3259 от 25.12.2012 под заголовком: НДС – регионам

Эксперты не советуют правительству вводить налог с продаж

Институт Гайдара советует правительству не менять НДС на налог с продаж, а если нужно повысить автономию регионов – передать им часть доходов от НДС
Эксперты не советуют правительству брать налог с продаж
Е. Кузьмина / Ведомости

На сегодня в правительстве запланировано совещание по модернизации налоговой системы. О намерениях провести его премьер Дмитрий Медведев говорил в начале декабря, подчеркивая, что в первую очередь хочет обсудить целесообразность замены НДС налогом с продаж (НСП).

Представитель премьера Наталья Тимакова подготовку к совещанию не комментирует. Но как рассказали «Ведомостям» два федеральных чиновника, главная роль будет отведена экспертам, с основным докладом выступит Сергей Синельников-Мурылев, ректор Всероссийской академии внешней торговли и научный руководитель Института Гайдара. «Ведомости» ознакомились с подготовленной институтом презентацией по обоим налогам.

«Механический» переход от НДС к НСП нерационален, так как приведет к значительному выпадению доходов, следует из презентации: придется повышать другие налоги. А одновременное взимание обоих налогов – снижение ставки НДС и введение небольшого НСП – «вряд ли целесообразно», так как рост издержек на администрирование не будет компенсирован заметным ростом доходов.

В презентации проведен сравнительный анализ двух налогов. НДС по состоянию на конец 2011 г. взимался в 156 странах, в том числе почти во всех развитых. Число сторонников этого налога только растет (в 2000 г. было 123 страны). Приверженцев НСП становится, напротив, меньше: осталось лишь 29 стран, из развитых – только США. Причем в США он играет малозаметную роль (сборы в 2011 г. – 2,57% ВВП), а значительная часть бремени перенесена на прямые налоги. Оба налога взимаются только в семи странах, среди них Канада, Китай и Индия.

Чтобы при отмене НДС не упали сборы (6% ВВП), НСП должен быть высоким – 22,5%, следует из презентации, к тому же компании лишатся льгот по НДС. А учитывая, как плохо собирался этот налог в 1998–2003 гг. (ставка была 5% при 20%-ном НДС), ставка должна быть еще выше – 43–55%.

В презентации описаны еще несколько возможных последствий реформы: издержки администрирования перелягут с бизнеса на налоговиков, увеличится нагрузка на малый бизнес (сейчас в основном не платит НДС), придется возвращать во все торговые точки кассовую технику. При этом налог не решит проблему децентрализации доходов: по данным Росстата, более 50% розничного оборота (примерно равен базе по налогу) приходится на 10 регионов. А в 2002 г. более половины сборов НСП приходилось всего на три региона – Москву, Московскую область и Санкт-Петербург. Исходя из данных Росстата за 2010 г. среди лидеров по отношению объема розничной торговли к ВРП – Северный Кавказ и южные регионы. Но в этих регионах низкая доля сетевой торговли, налог будет собираться плохо, говорил Антон Табах из «Уралсиба».

В идеале лучше не менять существующую систему, но, если стоит задача повысить самостоятельность регионов, нужно двигаться в направлении передачи части НДС на места, говорит заведующий лабораторией бюджетной политики Института Гайдара Илья Соколов. Эксперты предлагают два варианта: 4–6 п.п. из 18% НДС оставлять на местах либо распределять не более 30% всех поступлений по НДС между регионами согласно подушевому принципу. По суммам оба варианта примерно идентичны, но первый приведет к усилению поддержки малозаселенных добывающих регионов, а второй – плотнозаселенных регионов со слабой экономикой.

Прежде чем обсуждать такие решения, надо придумать, чем компенсировать потери федерального бюджета, говорит чиновник Минфина. С этим согласен и Соколов. Учитывая текущую ситуацию, нужно либо сокращать расходы, либо повышать налоги, но оба варианта сейчас вряд ли пройдут, добавляет чиновник.

Соколов считает, что вариант подушевого распределения предпочтительнее: ведь НДС – это налог на потребление, которое не привязано к месту создания добавленной стоимости. Такой подход в мировой практике наиболее распространен (например, Германия), говорит Карен Вартапетов из Standard & Poor's, менее распространена передача регионам части собранного в них НДС (Испания, Восточная Европа). Он напоминает, что такой подход использовался в России до начала 2000-х и поступления были неравномерными – более 20% в Москве. Если 30% совокупных поступлений по НДС (прогноз на 2013 г. – около 4 трлн руб.) будут передаваться на подушевой основе в регионы, то в целом консолидированные бюджеты регионов получат дополнительно 1,2 трлн руб., говорит Вартапетов, а это около 13% их прогнозируемых доходов в 2013 г. (см.врез).

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more