Статья опубликована в № 3260 от 26.12.2012 под заголовком: Дорогое ускорение

Как ускорить рост ВВП

Премьеру Дмитрию Медведеву предстоит придумать, как ускорить рост ВВП: наращивать госрасходы или улучшать управление экономикой
ВЭБ распределит госпомощь
С. Портер / Ведомости

Сегодня Медведев проведет совещание о стимулировании экономического роста, сообщила его пресс-секретарь Наталья Тимакова. Многие министерства и ведомства подготовили предложения, инициатор – Минэкономразвития, рассказывает сотрудник аппарата правительства.

Ускорить рост до 5% требовал президент Владимир Путин в послании Федеральному собранию. Пока же темпы падают «и, если ничего не предпринимать, а ждать у моря погоды, уйдем в ноль», комментирует чиновник Минэкономразвития. Торможение может продолжиться, сообщил замминистра экономического развития Андрей Клепач. По оценке Минэкономразвития, рост ВВП в ноябре в сравнении с тем же месяцем 2011 г. замедлился до 1,9% после 2,3% в октябре и 2,7% в сентябре. Темпы в годовом сравнении падают шестой месяц подряд. Сказались неурожай, замедление роста зарплат, ухудшение ситуации в Европе и падение спроса на нефть и газ. Минэкономразвития уже снизило оценку роста ВВП в 2013 г. с 3,7 до 3,6%, а при развитии неблагоприятных тенденций может быть и 3%, предупреждает Клепач.

Минэкономразвития предлагает ускорение через рост госспроса и настаивает на смягчении бюджетного правила, одобренного Госдумой на прошлой неделе. По нему средства из резервного фонда могут тратиться после того, как его размер достигнет 7% ВВП. Министр экономического развития Андрей Белоусов уверен, что для страхования бюджета от неблагоприятных ситуаций достаточный уровень – 5% ВВП.

Появившиеся благодаря снижению планки средства нужно тратить на финансирование инфраструктурных проектов, говорит Белоусов. Оператором станет бюджетный фонд финансирования инфраструктурных объектов, контролируемый Минтрансом и Минэнерго, объяснил чиновник Минэкономразвития. Но он признает, что мера не даст быстрого эффекта – около года потребуется на накопление средств, отбор проектов и создание нового института. Минтранс представил список из 28 проектов, в числе которых строительство морского порта по перевалке сжиженного газа на Ямале, Центральной кольцевой дороги и возобновление проекта «Урал промышленный – Урал полярный» (список есть у «Ведомостей»).

Еще один важный пункт предложений Минэкономразвития – усиление ВЭБа: в госкорпорации можно разместить дополнительно до 750 млрд руб. средств фонда национального благосостояния (ФНБ). На 1 декабря на депозитах в ВЭБе размещено более 474 млрд руб. и $6,25 млрд. В ВЭБе же могут быть размещены и срочные депозиты ЦБ, говорится в предложениях Минэкономразвития к совещанию (их цитирует «Интерфакс», текст подтвердили два сотрудника Минэкономразвития). Деньги должны тратиться на кредитование транспортных, энергетических и коммунальных проектов.

Пенсионные накопления, которыми управляет ВЭБ (на 1 октября – 1,54 трлн руб.), нужно направить на финансирование инфраструктурных проектов, считают в Минэкономразвития. Ведомство уже внесло в правительство проект постановления, который разрешает набсовету ВЭБа определять основные параметры сделок по инвестированию накоплений в инфраструктурные облигации. Среди приоритетных проектов инфраструктура Дальнего Востока и Восточной Сибири, Московский транспортный узел, сообщение в городах, где будет проведен чемпионат мира по футболу в 2018 г., госпрограмма по доступному жилью. Минэкономразвития считает, что в ближайшие два года на транспортные проекты для чемпионата мира надо выделить из бюджета дополнительные 180 млрд руб.

Понятия «инфраструктурные облигации» в законодательстве пока нет, но ВЭБ инвестирует сейчас пенсионные накопления в облигации инфраструктурных компаний, имеющих госгарантии или кредитный рейтинг не ниже суверенного. Например, это гарантированные государством облигации компаний, созданных для определенных проектов, – «Западный скоростной диаметр» и «Северо-Западная концессионная компания», облигации РЖД, «Автодора», «Водоканала». «Если эти проекты [по развитию инфраструктуры Дальнего Востока и Восточной Сибири, развитию Московского транспортного узла, инфраструктуры для ЧМ по футболу 2018 г.] будут окупаемы и если привлекать финансирование под них будут надежные эмитенты, то ВЭБ может инвестировать в их бумаги накопления, как делает и сейчас», – считает директор департамента доверительного управления ВЭБа Александр Попов.

Минфин не поддерживает идеологию стимулирования роста, которую предложило Минэкономразвития, говорит высокопоставленный чиновник ведомства: «Надо не госспрос наращивать, а проводить структурные реформы, готовить проекты для бизнеса, совершенствовать судебное законодательство, повышать рейтинг России». Расходовать деньги ФНБ на инфраструктуру после того, как принята рисковая пенсионная стратегия, не очень правильно, рассуждает его коллега: «Это не столько ускорит экономику, сколько увеличит риски».

Впрочем, Минфин готов на компромисс, знает его чиновник, из ФНБ на финансирование инфраструктурных проектов может быть выделено до 100 млрд руб.: «Нужны структурированные проекты, а пока, кроме проектов РЖД, ничего серьезного не предлагается».

Правительство справится со стимулированием, потратив дополнительные деньги, замечает Юлия Цепляева из BNP Paribas. Чиновники добьются быстрого эффекта – ускорят рост на 0,5% или 1%, даже если просто разбросают деньги на улицах, иронизирует она: «Повысится потребительский спрос». Но, принимая краткосрочные меры, нельзя забывать о долгосрочных – структурных реформах, говорит Цепляева: «Если произойдет примитивная накачка деньгами, то при нынешних слабых институтах и высокой зависимости от нефти эффект стимулирования испарится очень быстро».

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать