Фондовый пейзаж меняется, как за окном высокоскоростного экспресса


Если не считать непредсказуемого фискального обрыва в США, фондовый год в мире заканчивается скорее на мажорной ноте. Страшилки в отношении “жесткой посадки” в Китае остались позади, рост с минимумов курса единой европейской валюты против доллара показал, что Старому Свету удалось выйти из острой фазы долгового кризиса, а главное – проявились контуры долгосрочного решения проблем, когда жертвуют ростом и частично уровнем жизни ради относительной финансовой стабильности.

Вес России в глобальной системе фондовых координат в 2012 г. в целом был невысок, хотя на отдельные истории, такие как “Магнит” и Сбербанк, деньги находились. Отечественный рынок перестал обладать высокой “бетой” (т. е. когда рынок изменяется сильнее ориентира как вверх, так и вниз) и периодически задыхался от оттока средств как иностранцев, так и внутренних инвесторов. Нетто-притоки были отмечены в основном на долговом рынке – это был удачный год для инвесторов в ОФЗ. Прогнозы в отношении 2013 г. на рынке акций также не слишком радужные, один из главных рисков – плавное перетекание “сланцевой революции” с газа на нефть, что грозит плавным снижением цен на черное золото. Также Россия, несомненно, ощутит рецессию в Европе, которая является для нее вторым после Китая торговым партнером. Кроме того, среди аналитиков изрядный скепсис в отношении темпов экономического роста в следующем году: прогнозы в рамках 3-3,5% говорят о ползучей стагнации, и это только в том случае, если удастся избежать новых внешних шоков.

Правда, есть и плюсы хозяйственного торможения – это возможное снижение инфляции и, соответственно, процентных ставок, но в низкую инфляцию в нашей стране все же мало кто верит. На фоне стагнации экономики вероятна и стагнация прибылей основных корпораций, консенсус-прогноз аналитиков по увеличению прибыли Сбербанка – всего 3% в следующем году. А ведь это “боцман” российского рынка, к тому же банковский сектор, как и ритейл, считается отраслью с наибольшим потенциалом роста. Тем не менее фондовые стратеги по инерции оценивают возможный прирост индекса ММВБ в следующем году на уровне 15-20%, в основном вследствие значительной недооценки к аналогам из других стран.

Главный глобальный риск, как он видится сейчас, в вероятном ударе фискального обрыва по темпам восстановления в США, хотя его в значительной степени нейтрализует ФРС, которая ежемесячно будет покупать облигации с рынка на $85 млрд. И все же если замедление в первой экономике мира получит импульс, то своя порция негатива достанется и остающейся во многом ориентированной на экспорт Азии, хотя Китай и добился определенного прогресса в формировании емкого внутреннего рынка. И, как черт из табакерки, могут вновь выскочить проблемы Европы, где самое слабое звено сейчас – Испания.

По состоянию на сегодняшний день спекулятивные капиталы готовы прежде всего осваивать рынки Поднебесной, где индексы находятся на технически низких уровнях, а также вкладываться в акции с высокой дивидендной доходностью, если она в районе 5-10%, и бумаги роста, прежде всего в сфере технологий (например, Samsung). Но интересно и то, что фондовый пейзаж меняется, как за окном высокоскоростного экспресса. Помнится, еще месяца три назад многие инвесторы пели заупокойную китайскому рынку. Сейчас они перевернулись, может, перевернутся и по России. На этом зачастую нелогичном рынке ничего исключать нельзя.

Автор - начальник аналитического департамента УК «Русский стандарт».