План Минфина на 2013-2015 гг.: “занимай и сберегай”

Госдолг России будет низким, но риски останутся высокими, прогнозирует министерство
А. Махонин/ Ведомости

Нужна консервативная бюджетная политика, говорит Владимир Тихомиров из ФК «Открытие»: не тратить резервы, но и занимать при таком уровне резервов не стоит, так как стоимость долгов будет расти. Есть риски падения цен на сырье, согласен он с Минфином, поэтому не следует снижать нормативную величину резервного фонда.

Госдолг России в 2013-2015 гг. будет низким, но риски останутся высокими: такой вывод сформулировал Минфин в Основных направлениях долговой политики на три года (опубликована в конце прошлого года на сайте ведомства).

Основным источником финансирования дефицита федерального бюджета будут по-прежнему госзаймы: объем валового привлечения в 2013-2015 гг. составит 1,4 трлн руб., 1,1 трлн и 1,4 трлн соответственно. Госдолг достигнет к концу 2015 г. 11,1 трлн руб., или 13,4% ВВП (см. график). Доля внутреннего долга существенно не изменится – 75% (на госдолг приходится 43% внутреннего рынка облигаций).

Динамика объема государственного долга Российской Федерации

Хотя уровень госдолга останется невысоким, риски будут велики, говорится в документе. Бюджет на 2013-2015 гг. сверстан, исходя из благоприятного прогноза нефтяных цен: $97, $101 и $104 соответственно. Если же нефть подешевеет на $10, то выпадающие доходы федерального бюджета составят порядка 0,6 трлн руб., а дефицит вырастет на 0,9% ВВП в 2013 г. и на 0,8% в 2014-2015 гг. Нельзя исключать и стрессовый сценарий, предупреждает Минфин, при котором Россия лишится «подушки безопасности» в виде резервного фонда – его придется потратить для финансирование расходов. Стресс-тест долговых показателей показал, что при падении цен на нефть на $40 ниже прогнозируемого уровня, госдолг в 2015 г. превысит 20% ВВП. “Это фактически «отбросит» Россию в ситуацию 2004 г.”, – пишет Минфин.

Если же нефть подешевеет до $60 и останется на этом уровне в течение года, дефицит федерального бюджета превысит 5,5% ВВП, говорится в документе. Профинансировать дефицит можно было бы за счет средств фонда национального благосостояния, но тогда «подушки безопасности» лишится находящийся в хроническом дефиците Пенсионный фонд. При таких рисках для покрытия дефицита бюджета России придется все больше занимать, что будет повышать стоимость долга.

Динамика роста расходов на обслуживание государственного долга Российской Федерации, % к предыдущему году

Показатели долговой устойчивости Российской Федерации (бюджетная позиция), %

Чтобы застраховаться от этих рисков, Минфин предлагает продолжить аккумулировать нефтегазовые доходы в резервном фонде, следуя стратегии «занимай и сберегай»: при относительно спокойной ситуации в экономике и на финансовых рынках воздерживаться от трат резервного фонда, занимая на благоприятных условиях. Документ предполагает, что на конец 2013 г. объем резервного фонда составит 4,8% ВВП, 2014 г. и 2015 г. – 5,2% ВВП и 5,7% ВВП соответственно. Но позиция Минфина может натолкнуться на позицию Минэкономразвития. Так, Минэкономразвития предлагало снизить нормативную величину резервного фонда с 7% до 5% ВВП.

Еще один предложенный в стратегии способ застраховаться от рисков – мониторинг внешних корпоративных займов, которые начали расти с 2010 г. Планируется принять постановление правительства, определяющее порядок принятия госкорпорациями решений о валютных займах: наблюдательные советы или советы директоров будут утверждать предельные значения показателей долговой устойчивости. Сведения о валютных займах будут представляться госкорпорациями и регулярно раскрываться на их сайтах.