I'll Be Back: Американская экономика, самая изобретательная на планете, вернет себе мировое лидерство


Недавно в Детройте внедорожник провалился в дорожную яму. Дорогу размыло, потому что под ней прорвало старую канализацию. Женщину-водителя и двух ее пассажирок из машины вовремя вытащили прохожие. Тем же вечером местное телевидение показывало кадры, которые могли бы попасть в юмористическое телешоу, если бы не были столь печальны.

Утонувшая в грязи машина скорее предстала символом плачевного положения нации. Если вы родились в Америке во время бэби-бума, скажем, в 1955 г., то вы ездили на заднем сиденье родительского автомобиля по новехоньким хайвеям и были окружены материальными и культурными благами "Made in the U.S.", о которых грезил весь мир. В новостях показывали Джона Кеннеди, который вышел победителем из Карибского кризиса и отреагировал на запуск советского спутника обещанием в ближайшие 10 лет отправить человека на Луну. Вы знали, что компания IBM – бесспорный лидер на компьютерном рынке. Поколение 50-х было уверено, что живет в американской эре, которая завершилась системной победой над Советским Союзом.

Теперь же посмотрим, что видели дети, родившиеся после холодной войны, скажем, в 1995 г. Когда им было шесть лет, произошел теракт 11 сентября, когда были разрушены башни-близнецы в Нью-Йорке. В последующие годы им приходилось наблюдать, как тысячи солдат направляются в Ирак и Афганистан. Когда их старшие братья и сестры созрели для того, чтобы читать экономические статьи в газетах, рухнул рынок недвижимости, а затем и банковская система. General Motors, когда-то крупнейший автопроизводитель в мире, обанкротился и был национализирован. И без того высокий дефицит бюджета вырос еще больше, и безработица достигла европейских показателей. Тем временем два экономиста Калифорнийского университета в Беркли произвели сенсацию своей на редкость пессимистичной книгой "Конец влияния: что случится, когда у других стран будут деньги". Компьютер, на котором ребенок 1995 года рождения делает уроки, сделан в Китае. И его смартфон только "разработан в Калифорнии", а собран опять же в Китае. Но хотя бы операционная система все еще разрабатывается Google или Apple.

Стабильная же мобильная связь в автомобиле остается мечтой – сейчас она постоянно рвется, что, разумеется, не так страшно, как провалиться в грязевую яму, но в очередной раз указывает на состояние инфраструктуры.

Три решающих фактора для возвращения Соединенных Штатов на мировую арену

Положение США, прямо скажем, не очень выгодное. Но, как показывает исторический опыт, они вернутся. В этом я уверен, и на это указывают как минимум три тенденции, которые незаметны за экономическими, культурными и политическими событиями.

1. Интеллектуальное и цифровое лидерство. США остаются самой интеллектуально развитой нацией на планете с наибольшим инновационным потенциалом. Большинство нобелевских премий вручается американским ученым, большинство патентов регистрируется в США, но это далеко не важнейшие показатели. Взять любой международный рейтинг вузов: везде на верхних позициях по преподаванию и исследовательской деятельности стоят известнейшие американские университеты. Вокруг университетов сформированы технологические кластеры, деятельность которых копируется по всему миру, но никогда не дотягивает до оригинала. Важнейшей экономической тенденцией ближайшей декады останется цифровизация, и об этом почему-то забывают все, кто прочит Америке скорый конец. США не только крепко держат в своих руках интернет (вспомним хотя бы о Google, Facebook, Amazon или eBay). Следующий этап цифровой эры будет опираться на сопоставление данных, бизнес-аналитику и облачные вычисления, а в этих областях американские компании тоже лидируют. В блогах, посвященных технологиям и инновациям, сейчас обсуждается вопрос, будет ли наследник iPad изобретен в США, если американцы не в состоянии произвести его сами без помощи Китая. Разумеется, это возможно, как это произошло с самим iPad и iPhone. Но в ближайшие годы мы и без этого увидим оживление американского производства.

2. Возобновление производства. Разумеется, Китай продолжит оставаться важнейшим мировым конвейером, но тенденция переноса производства в Азию скоро достигнет пика и пойдет на убыль. Кто бы мог подумать, что американская текстильная компания, одной из первых перенесшая производство в дешевые страны, вернет производство в США! Модный бренд American Apparel теперь производит относительно недорогую и качественную одежду в деловом районе Лос-Анджелеса. Благодаря крепким позициям бренда в среднем ценовом сегменте маржа и темпы роста компании находятся на высоком уровне.

Ренессанс американского автопрома и рост локализации производства иностранными компаниями впечатляют. Авиационная промышленность едва успевает отбиваться от заказов, а инновационные многофункциональные технологии - к примеру, ветряные турбины, солнечные тепловые электростанции и батареи для электромобилей - имеют все шансы благополучно миновать путь выноса производства в другие страны. Все очевиднее становится тот факт, что разница в оплате труда по всему миру сглаживается и классические преимущества расположения, такие как близость разработок, производства и маркетинга, вновь набирают вес.

3. Демография. Европа стареет. Бомба замедленного действия в виде демографической политики Китая взорвется максимум через 20 лет. А в США, согласно прогнозам, в 2050 г. будет проживать более 400 млн человек. Из них 25% будут старше 60 лет; в Китае же эта доля составит более 30%. В американских семьях рождается больше детей, чем в других развитых странах, и страна продолжает притягивать молодых амбициозных специалистов со всего света: там для них есть место, Америка лояльна к ним самим и к их успеху. При всех общественных трудностях и проблемах системы образования США являются и остаются меритократическим обществом, в котором упорный труд в любой области вознаграждается лучше, чем в большинстве стран мира. С момента своего основания США не боялись риска, и эта привычка глубоко укоренилась в коллективном самосознании. Разумеется, у Америки есть и недостатки, но преимущества однозначно перевешивают, когда речь идет об экономическом подъеме. Европейский предприниматель, прогоревший со своей идеей, скорее всего, будет вынужден заявить о личном банкротстве и превратится в изгоя. Американский предприниматель может заявить о банкротстве и начать все заново. При этом он считается человеком, который по крайней мере попытался изменить мир.

Америка найдет верный путь, испробовав все средства

Кризис по обе стороны Атлантики воздействует на три важнейших области: государственный долг, средний класс и власть. Причину такого развития называет немецкий публицист и эксперт по США Йозеф Йоффе: "Во всех демократических странах народ всегда требовал от государства больше, чем оно готово было предоставить, но оно все равно продолжало исправно платить и в то же время расти. Поэтому сейчас мы наблюдаем страны с госдолгом около 100% ВВП. В результате везде наблюдается недовольство государств тем, чего достигли они и их народы“.

Кризисы объединяют людей, развивают характер и заставляют радикально пересмотреть ситуацию. Коллапса Европы, по моему мнению, ни в коем случае не предвидится, но я полагаю, что США находятся в более выгодном положении для экономического и политического прорыва. Доля США в глобальном объеме выпуска продукции уже четыре десятилетия составляет около 27%. Доля Европы за аналогичный период упала на 9%. В обозримом периоде, скажем, к 2015 г., Китай станет крупнейшей мировой экономикой. И что из этого? Глобальная экономика являет собой модель роста, а не игру с единственным возможным победителем. Процветающий Китай нужен мировой экономике. Но в 2015 г. обычный американец все еще будет гораздо продуктивнее китайца. Рано или поздно Китаю придется решать конфликт между открытой экономической и закрытой политической системами. К американской демократии же применим тезис Уинстона Черчилля: "Америка найдет верный путь, но только когда испробует все остальные средства".

Даже при том, что политическая обстановка дестабилизирована президентскими выборами, на горизонте уже замаячило межпартийное согласие в ключевых вопросах. Среди них широкомасштабные инвестиции в инфраструктуру уже в ближайшие годы. Тогда внедорожники перестанут проваливаться в дорожные ямы, а "железо" из США будет так же хорошо, как и американский "софт". При этом я не имею в виду программное обеспечение. Я имею в виду людей со всего света, которые сделали американскую экономику самой инновационной в мире. Изобретательность – это способность создавать новое. Американцы, как и в былые времена, скоро изобретут себя заново, и кризис только делает их сильнее.

Автор - гендиректор Roland Berger Strategy Consultants.