Фокус мировой экономики и финансового сектора смещается на Юг


Я работаю в отрасли финансовых услуг более 30 лет, и за этот период был свидетелем самых разных тенденций, таких как секьюритизация, слияния банков, появление новых технологий, а также подъем и падение рынков капитала. Сегодня я вижу возникновение новой важной тенденции – смещение финансового сектора «на Юг»: так я называю регион SAAME, включающий Южную Америку, Африку, Азию и Ближний Восток. Страны этого региона приобретают все больший вес в финансовом мире, и это открывает возможности для российских компаний всех отраслей, в том числе для банков.

Почему Юг укрепляет свои позиции и что это означает для банков? Модель торговых отношений быстро меняется, и это стало особенно заметно в последнее десятилетие. Хотя раньше в мире доминировали торговые потоки между северными промышленными странами, торговый оборот южных стран в последние 10 лет рос в 2 раза быстрее, чем в индустриально развитых странах. И мы в PwC полагаем, что при сегодняшних темпах роста к 2025 г. объем торговли между южными странами, а также между Югом и Севером значительно превысит торговый оборот между северными странами.

Наши ведущие клиенты в России уже проявляют интерес к странам Африки, Южной Азии и, конечно, Ближнего Востока и пересматривают свою стратегию, чтобы сосредоточить внимание на этих новых возможностях. В круг стран, представляющих наибольший интерес, входят Бразилия, Турция, Нигерия, Индия, Вьетнам и Венесуэла. Российские банки должны быть готовы поддержать компании, намеренные работать с другими странами. Сейчас же многие банки уделяют больше внимания операциям внутри страны, а за рубежом если и готовы сотрудничать с отечественными компаниями, то прежде всего в Западной Европе или Северной Америке.

Южные страны растут очень быстро и в большинстве своем сохранили набранные темпы, несмотря на глобальный экономический спад. Некоторые из них, например страны Персидского залива и несколько африканских государств, имеют колоссальные природные богатства. В других, таких как Китай и Индия, многочисленное население, большая часть которого по-прежнему проживает в сельских районах и остается за чертой бедности. Эти страны проходят через драматический этап индустриализации, напоминающий то, что северные индустриальные державы переживали во время своих промышленных революций. Поэтому они проходят через этап быстрого роста, который для нас уже позади. Таким странам, как США или Россия, очень сложно добиться аналогичных темпов роста, так как население уже в основном проживает в городах и занято в индустриальных или постиндустриальных секторах экономики. Кроме того, в северных промышленно развитых странах сложнее добиться повышения производительности труда. Конечно, у России есть преимущества в виде больших природных богатств, а также возможности роста за счет перехода к современной посткоммунистической экономике, однако это не может обеспечить столь же высокие темпы роста, которые характерны для промышленной революции.

Если вы согласитесь с тем, что сырьевые компании составляют большинство клиентов российских банков, то поймете, что банки присматриваются к таким странам, как Нигерия, Кения, Мозамбик, располагающим большими запасами нефти, газа, меди, золота, а также к Бразилии, которая богата древесиной, газом и т. д. Может быть, в Китае российским компаниям будет сложнее, так как там нет крупных природных запасов. Да, у него большое население, но это не представляет большого интереса для российских компаний, так как крупнейшие из них заняты в сырьевых отраслях.

Китай с его огромным числом потенциальных покупателей очень интересен Procter & Gamble, Coca-Cola и McDonald's. Российским же розничным сетям, таким как «Магнит» или X5, следует рассматривать варианты Турции и Ближнего Востока, однако розничная торговля также носит локальный характер. Так что я думаю, что российским компаниям нужно ориентироваться на страны Африки, Ближнего Востока (Ирак, Иран) и Южной Америки. Здесь также открываются возможности для инфраструктурных и строительных компаний, поскольку в Азии и Африке идет процесс урбанизации: около 1,5 млрд человек должно переехать в города. Но, конечно, выход на эти рынки связан с большими сложностями.

Страны Юга меньше всего страдают от нестабильности современной экономики: у них сохраняется преимущество за счет высокого спроса на промышленную продукцию, так что они могут привлечь население на заводы и осуществлять экспорт в другие страны. Существует базовая макротенденция к значительному повышению благосостояния в стране, где люди переезжают из сельских районов в города. Это самая легкая часть роста. Западная Европа и Северная Америка прошли этот путь в 1800-е гг., в России этот процесс также закончился в 1930-е гг.

Некоторые ведущие российские компании уже разрабатывают стратегии того, как воспользоваться преимуществами мирового сдвига в сторону Юга. Отечественным банкам также необходимо определить свое отношение к этому мегатренду, иначе они останутся далеко позади своих клиентов.

Автор - партнер PwC.