Что ждет рынки капитала в текущем году


Текст написан в соавторстве с Алексеем Воробьевым, заместителем руководителя управления аналитических исследований «ВТБ капитал управление инвестициями»

В течение прошлого года глобальные рынки капитала находились под влиянием осторожного отношения инвесторов к рисковым активам. Нестабильность макроэкономического цикла напрямую отразилась на динамике различных классов активов. По данным ассоциации американских инвестиционных компаний Investment Company Institute (ICI), совокупный нетто-приток денежных средств в мировые паевые инвестиционные и биржевые (ETF) фонды облигаций оказался в 2012 г. сопоставим с уровнем 2009 г., достигнув почти $700 млрд. В то же время фонды акций оказались худшими по данному показателю с 2008 г., по ним в прошлом году был зафиксирован нетто-отток средств инвесторов.

Как результат, инструменты с фиксированной доходностью пользовались наибольшим спросом и показали устойчиво положительный результат. Российские еврооблигации продемонстрировали наилучшую доходность по итогам прошедшего года. Интересно отметить, что спрос на валютные инструменты был высоким, несмотря на укрепление курса рубля. Рублевые облигации пользовались не меньшим спросом, особенно облигации федерального займа (ОФЗ), на фоне создания центрального депозитария и структурных изменений в этом сегменте рынка.

Возросшая в течение года потребность российской банковской системы в рублевой ликвидности подтолкнула к росту процентных ставок по депозитным операциям. В результате доходности рублевых депозитов для розничных клиентов оказались сравнимы с результатами глобальных акций и инструментов с фиксированной доходностью. Между тем золото в 2012 г. не оправдало ожиданий инвесторов как актив, защищающий от неблагоприятного экономического цикла, равно как и московская жилая недвижимость. Определенно в последних двух классах активов ощущается перенасыщение со стороны спроса в первом случае, и со стороны предложения – во втором.

Оценка стоимости российских акций в 2012 г. оставалась нераскрытой. Дисконт к развивающимся аналогам по коэффициенту «цена/прибыль будущих месяцев» в течение года расширялся до 60% и в конце года сохранялся на уровне 50%, что по-прежнему неоправданно много. В целом, несмотря на смешанные результаты рынков капитала по итогам 2012 г., мы с конструктивным оптимизмом смотрим на предстоящий финансовый год.

На наш взгляд, глобальный экономический цикл осенью 2012 г. достиг дна и теперь наблюдается его улучшение. Спад глобального индекса менеджеров по закупкам прекратился. Индекс экономических сюрпризов стран «большой десятки» остается в положительной плоскости, оставаясь в цикле роста. Ведущие центральные банки мира в 2013 г. по-прежнему будут проводить стимулирующую денежно-кредитную политику. ФРС США, Банк Англии и Банк Японии продолжат наращивать свои балансы через выкуп рыночных активов как минимум еще в течение первого полугодия. Количественное смягчение уже дало позитивный импульс для экономического цикла: наблюдается активизация в промышленности, увеличились рыночные ожидания инфляции.

Нельзя не отметить, что в периферийных странах зоны евро продолжается смягчение рыночного стресса. Пятилетние кредитные дефолтные свопы (CDS) продолжают снижаться: это говорит о том, что кредитные рынки для периферийных стран практически открылись, вероятность повторения суверенных дефолтов существенно снизилась. Мы вполне отдаем себе отчет в том, что долговые проблемы еврозоны никуда не исчезли, однако рынки определенно успокоились после принятых властями в 2012 г. антикризисных мер. По другую сторону Атлантики в начале 2013 г. между политическими силами США были достигнуты первые договоренности по предотвращению фискального обрыва. В целом решение данной проблемы идет скорее по промежуточному сценарию, что вовсе не так уж плохо для американской экономики.

Глобальная неопределенность заставляет инвесторов «парковать» деньги в защитных активах, а в нынешней ситуации это гарантированно приводит к медленному обесценению инвестиций в реальном выражении. На наш взгляд, этот процесс слишком затянулся и с улучшением экономического цикла должны произойти изменения предпочтений инвесторов. На это накладывается тот факт, что компании по всему миру активно выкупают акции с рынка, в результате чего объем акций на руках у портфельных инвесторов уменьшается. Российский рынок инструментов с фиксированной доходностью уже стал примерно в два раза весомее рынка акций в свободном обращении. В какой-то момент может возникнуть ситуация, когда существенный объем денег станет преследовать ограниченный объем активов, что будет способствовать возврату глобального спроса на акции.

В прошлом году мы уже наблюдали значительные притоки денежных средств в облигации развивающихся рынков. Это позволяет предполагать, что акции из развивающихся рынков станут следующим классом активов, куда пойдут глобальные потоки капитала. Мы обращаем внимание, что рынки акций стран БРИК (Бразилии, России, Индии и Китая) обладают нераскрытым потенциалом. Они остаются значительно недокапитализированными относительно производимого этими странами ВВП, существенно отставая по этому показателю от стран с развитой экономикой, что не совсем справедливо. Кроме того, текущая премия рынков акций БРИК по коэффициенту «цена/прибыль» к развивающимся аналогам значительно ниже справедливого значения.

В случае реализации глобального спроса на акции развивающихся рынков российские акции вновь могут оказаться в моде у инвесторов. Мы считаем, что в среде низких процентных ставок даже при предположении о нулевом долгосрочном росте справедливый мультипликатор «цена/прибыль» для российского рынка акций может находиться в диапазоне 8-12, но никак не нынешние 5-6. При реализации данного сценария мы также не исключаем возвращения спроса инвесторов на российские акции второго эшелона.

В инструментах с фиксированной доходностью после впечатляющего ралли на рынке рублевых государственных облигаций вполне логично ожидать расширения спроса инвесторов на облигации корпоративного сектора. Рублевые гособлигации уже близки к историческому минимуму по доходности, однако кредитные спрэды корпоративного сектора, прежде всего с высоким кредитным качеством, сохраняют потенциал для сокращения. В то же время спрэды российских еврооблигаций к американским казначейским обязательствам в течение прошлого года уже снизились на 180-300 базисных пунктов в зависимости от кредитного качества. На наш взгляд, в данном классе активов фактически полностью реализован самый оптимистичный низкоинфляционный сценарий, поэтому мы считаем дальнейшие перспективы российских еврооблигаций весьма ограниченными.

Российский ЦБ продолжает курс на полное инфляционное таргетирование, что должно сопровождаться переходом к полностью плавающему валютному курсу с отменой границ бивалютного коридора и одновременным повышением волатильности курса рубля. Вместе с тем курс рубля по-прежнему в значительной степени коррелирован с мировыми ценами на нефть. Принимая во внимание наш нейтральный взгляд на товарно-сырьевые рынки в перспективе ближайших 12 месяцев, мы считаем, что на текущих уровнях курс рубля к доллару выглядит справедливо оцененным. В пространстве иностранных валют к российскому рублю умеренно привлекательно выглядят американский доллар и британский фунт. Единая европейская валюта, несмотря на смягчение стресса в периферийных странах еврозоны, на наш взгляд, остается переоцененной к доллару США.

Мы также ожидаем сохранения высокого спроса на структурированные продукты, которые могут быть актуальны вне зависимости от состояния рынков капитала. В стратегиях с полной сохранностью капитала в настоящее время мы делаем ставку на рост цены золота. В более рискованных стратегиях с условной защитой капитала высоким спросом инвесторов пользуются отзывные ноты на корзину из акций крупнейших российских компаний.

Автор - руководитель бизнеса портфельных инвестиций \"ВТБ капитал управление активами\".