Финансы
Бесплатный
Дмитрий Алимов

Российский интернет только вступает в стадию зрелости, и это создает большие возможности для инвесторов

Российский интернет сейчас находится на очень интересной стадии развития. По данным различных источников, ежегодно его аудитория увеличивается на 15-20%, и есть все основания полагать, что эта тенденция распространится и в текущем году. Сегодня доступ в Сеть имеет примерно половина россиян, то есть около 70 миллионов человек – это самое большое число пользователей в Европе.

Перед инвесторами русскоязычный интернет в его текущем состоянии открывает большие возможности. По моим прогнозам, этот рынок продолжит стремительно развиваться еще, как минимум, ближайшие 10 лет, и нынешний период – наиболее благоприятное время для инвестиций. На данный момент, несмотря на присутствие ряда крупных компаний, таких как Mail.ru, Yandex, Ozon.ru, заняты далеко не все сегменты рынка, а введение новых технологий способствует появлению новых сегментов. При инвестировании в онлайн-проекты необходимо учитывать множество факторов.

Если посмотреть на российский интернет с точки зрения инвестора, будет видно, что как бизнес-среда он еще не вступил в стадию зрелости. По данным инвестиционной компании GP Bullhound, сейчас всего лишь 18% россиян покупают товары в онлайн-магазинах, a компании, в среднем, расходуют лишь 9% рекламных бюджетов на рекламу на цифровых носителях. Кроме того, для предпринимателей и инвесторов в интернет-проекты большую роль играет не общее число граждан, имеющих выход в Сеть, а глубина проникновения широкополосного (высокоскоростного) доступа, поскольку именно люди с быстрым интернетом составляют категорию активных пользователей. Сегодня широкополосный интернет доступен лишь примерно трети населения, но уровень его проникновения продолжает быстро расти.

Помимо приведенной выше статистики, важно учитывать, что российский интернет обладает и своей спецификой. Например, в России ведущими компаниями становятся не иностранные, а именно местные игроки, несмотря на то, что, в отличие от Китая, у международных компаний вроде Google или Facebook нет законодательных барьеров для выхода на местный рынок. Так, на рынке поисковиков с 60%-ной долей лидирует «Яндекс», Mail.ru – ведущий почтовый сервис, а Facebook занимает лишь четвертое место среди социальных сетей после «ВКонтакте», «Одноклассников» и сайта «Мой мир». То есть международные бизнес-модели, адаптированные к российскому рынку, зачастую имеют больший успех, чем их зарубежные аналоги. Но это далеко не единственный признак.

В России, в отличие от западных стран, из-за слабого распространения платежных карт и культуры их использования потребители предпочитают платить за товары и услуги либо через платежные терминалы, либо оплачивать товар наличными при его доставке. Большое влияние оказывает плохая логистика, в частности, ненадежность «Почты России» и местных курьерских служб, которые нередко теряют товары. Существуют и такие факторы, как холодный климат, географическая изоляция и слабое развитие индустрии развлечений в регионах, которые вынуждают людей подолгу сидеть дома и проводить время в Сети. В результате, согласно данным портала EWDN, каждый месяц россияне, в среднем, тратят 10 часов в социальных сетях, что в два раза превышает средний мировой показатель.

Особый вызов для иностранных игроков – незнание русского языка. Именно этот фактор помог «Яндексу» опередить Google на российском рынке. Особенности российского законодательства могут также послужить серьезным препятствием для иностранного инвестора, привыкшего работать в ином правовом поле.

Таким образом, можно заключить, что понимание «российской специфики» создает большое конкурентное преимущество для местных инвесторов в сравнении с иностранными игроками, желающими вкладывать в российский интернет.

Впрочем, конкуренция на рынке онлайн-инвестиций в России сейчас невелика. Активно на ранней стадии участвуют примерно 15 профессиональных инвесторов, однако у каждого из них разные стратегии и фокус, поэтому они достаточно редко конкурируют за одни и те же проекты . Крупные игроки (например, DST и ru-Net) либо покинули российский рынок, либо переориентировались на международные инвестиции. Иностранные же игроки предпочитают инвестировать в российские проекты лишь на поздних стадиях, тогда как большинство перспективных интернет-компаний в нашей стране еще достаточно молоды.

Вместе с тем, онлайн-сектор сейчас предлагает множество перспективных направлений. Интернет у нас еще только начинает проникать в различные сферы жизни. Например, онлайн-шоппинг начинает конкурировать с бутиками, моллами и продуктовыми магазинами, сайты вроде LinkedIn, HeadHunter и SuperJob – с рекрутинговыми агентствами, сайты путешествий успешно отнимают долю рынка у традиционных туристических агентств, тогда как на рынке СМИ революция, можно сказать, уже произошла. Существует также целый ряд новых перспективных сегментов, где онлайн-революция только начинается, например финансовые услуги и образование.

В целом, быстро развивается интернет-реклама и электронная коммерция: выручка компаний в этих сегментах растет, в среднем, на 25% в год, и в 2012 г. доходы составили, по данным McKinsey, $1,7 млрд и $10 млрд (источник: «Вести.Финанс») соответственно.

За 2012 г. российский рынок Интернет-рекламы составил $1.7 млрд (источник: McKinsey), рынок электронной коммерции составил $13 млрд. (источник: Вести Finance).

Основные драйверы роста интернет-проектов – это проникновение широкополосного интернета в регионы, повышение уровня жизни, увеличение проникновения платежных карт и рост активности пользователей. Кроме того, быстрый рост проникновения широкополосного мобильного интернета благодаря технологиям 3G и LTE создает большой рынок мобильных услуг.

В ближайшие годы также можно ожидать появления целой волны стартапов, запущенных при поддержке таких организаций, как фонд «Сколково», Российская венчурная компания и различные стартап-инкубаторы. Рост российского рынка и выход России в европейские лидеры по размеру интернет-аудитории повышает интерес к ней международных стратегических инвесторов. Это создает благоприятные возможности для выхода из капитала стартапов инвесторов, финансировавших их на ранней стадии, таких как фонд Frontier Ventures.

Автор - управляющий партнер, основатель фонда Frontier Ventures.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать