Российские потребители не верят в стабильность экономики

Российские потребители не верят в стабильность российской экономики. Это сигнал о возможном замедлении роста, предупреждают эксперты
Д. Абрамов/ Ведомости

«Сбербанк CIB» составил первый индекс потребительского доверия, названный в честь самой распространенной фамилии «индексом Иванова». Теперь «Сбербанк CIB» будет проводить регулярные опросы о настроениях потребителей и их расходах, публикуя индекс раз в два месяца.

В выборке – 2300 респондентов из 164 городов. Свыше 60% имеют высшее или незаконченное высшее образование, 43% работают на малых и средних предприятиях. Без учета студентов и пенсионеров 10,5% опрошенных назвались безработными против 5,4%, по данным Росстата.

В семье среднего потребителя один ребенок, месячный доход в пересчете на члена семьи – $645, у 45% опрошенных он превышает $500. 52% опрошенных назвали себя представителями среднего класса.

Со средним годовым доходом домохозяйств в $15000 к среднему классу по критериям ОЭСР можно отнести 55% российских семей против 30% в Бразилии, 21% в Китае и 11% в Индии. Общий долг российских домохозяйств не превышает 8% ВВП против 65% в Германии и 100% в США, указывает «Сбербанк CIB». 61% респондентов заявили, что их расходы на выплаты по процентам равны нулю, и лишь 20% тратят не менее пятой части месячного дохода на обслуживание долга. Низкий уровень долговой нагрузки и ставка подоходного налога в 13% по уровню реального располагаемого дохода приближают российского потребителя к европейскому, указывает «Сбербанк CIB».

Несмотря на неуверенность в долгосрочной устойчивости российской экономики (см.инфографику), российские потребители достаточно оптимистично смотрят в собственное будущее. В течение двух лет 42% рассчитывают приобрести новый автомобиль, около 50% намерены купить дом или квартиру в среднесрочной перспективе.

С 2000 г. российский розничный рынок – пятый по объемам в мире и второй в Европе после Германии, но к 2020 г. обгонит и ее, прогнозирует «Сбербанк CIB». Расходы на розничное потребление в последние 13 лет росли на 20% в год и в 2012 г. достигли $660 млрд, на продовольствие приходится 46% трат.

Российский потребительский сектор – «мегатема» среди развивающихся рынков, заключает «Сбербанк CIB», и впереди только радужные перспективы. Сейчас этот сектор и связанные с ним отрасли торгуются с дисконтом в 25–30% к иностранным аналогам, но такая премия за риск неоправданна, считает руководитель подразделения анализа акций Sberbank Investment Research Энди Смит. Активам потребительского сектора приписывается стандартный «российский дисконт» из-за высокой зависимости экономики от цен на нефть, но перспективы потребительского сектора нельзя связывать с будущим добывающей промышленности, подчеркивает «Сбербанк CIB».

«Сбербанк CIB» объединил 24 компании в отдельный биржевой «индекс Иванова» (код Bloomberg IVANSCIB), его стоимость будет рассчитываться ежедневно. Только в течение года приток средств инвесторов в акции компаний индекса может составить $200–500 млн, надеется стратег «Сбербанк CIB» Ованес Оганисян.

Потребители – главный драйвер экономического роста в России: с 2004 г. внутреннее потребление обеспечило 80% прироста ВВП, приблизительно половина пришлась на отрасли, связанные с потреблением населения. В 2012 г. потребление домохозяйств обеспечило 3,3 п.п. из 3,4% прироста ВВП, подсчитал Дмитрий Полевой из ING. Росту потребления способствовали индексация зарплат бюджетников в предвыборный период, а также бурный рост розничного кредитования (по данным ЦБ, выросло в прошлом году на 39,4%), указывал Валерий Миронов из Центра развития Высшей школы экономики.

В России мало «опережающих индикаторов» развития экономики, замечает главный экономист BNP Paribas Юлия Цепляева: основной из них – цена нефти, которая достаточно быстро сказывается на всех остальных показателях, а вот следить за потребительскими настроениями имеет смысл. «Как показывает практика, сначала падает настроение, а потом – потребление», – говорит она. В III квартале индекс потребительской уверенности Росстата снижался, несмотря на индексации зарплат бюджетников, напоминает Цепляева. Потребительский пессимизм – хороший повод подумать, что сокращается не только инвестиционный спрос, но и потребительский, резюмирует она.