Нужен ли российской экономике стимул от правительства и каким он должен быть?


Экономический рост в России в IV квартале прошлого года лишь немногим превысил 2% годовых, что стало минимальным значением после кризиса 2008-2009 гг. Перед властями, которые видят нормальный рост как минимум на уровне 3,5%, встал вопрос: как стимулировать экономику? Похоже, что вопрос о том, нужен или не нужен стимул, в текущей ситуации для российских властей уже не стоит.

Стимул для экономики (будь то фискальный или монетарный) становится эффективным только при выполнении двух условий. Во-первых, экономика должна находиться ниже потенциала, т. е. должны присутствовать незанятые ресурсы с точки зрения рынка труда и производственных мощностей (в широком смысле). Второе условие – это правильная структурированность стимула: а) он должен формировать спрос, в основном на незадействованные ресурсы в экономике; б) желательно, чтобы его результатом было увеличение потенциального выпуска в экономике (создание новой инфраструктуры, расшивка «бутылочных горлышек», увеличение частных инвестиций и т. д.).

Второй пункт крайне важен. Если стимул будет направлен туда, где и так не хватает производственных ресурсов, то никакого иного эффекта, кроме роста цен, добиться будет нельзя. Яркий пример – попытка стимулировать ипотечное кредитование в 2007-2008 гг., которая привела только к разгону цен на российском рынке недвижимости, в то время как объемы строительства росли умеренными темпами, а уровень доступности жилья снижался. Эта история также демонстрирует, что стимулирование спроса без необходимых реформ в институциональной сфере не может принести положительного результата в ситуации, близкой к полной загрузке ресурсов в экономике.

По моей оценке, низкие темпы роста российской экономики за последние кварталы сформировали определенные условия для некоторого ее стимулирования: помощь, которую без проблем (т. е. без ускорения инфляции) экономика сможет воспринять, составляет порядка 0,5% ВВП, или 300 млрд руб.

Российские власти уже сделали первый шаг на пути стимулирования: объявлено, что до 100 млрд руб. из Фонда национального благосостояния будет в этом году направлено на реализацию инфраструктурных проектов (с точки зрения макроэкономики такой ход де-факто означает увеличение бюджетных расходов). Несмотря на то что Владимир Путин довольно четко поставил условие эффективности (окупаемости) таких инфраструктурных инвестиций, экономический эффект от них остается под вопросом.

В последнее время также активно идет дискуссия о необходимости смягчения денежно-кредитной политики. Здесь я вижу определенный потенциал для смягчения, особенно на фоне начавшегося замедления темпов прироста розничного кредитования и довольно жесткой фискальной политики (рост расходов федерального бюджета в этом году должен составить около 4-5% за год в номинальном выражении). Около 75 базисных пунктов снижения базовых ставок и нормализация ситуации с ликвидностью – это то, что наряду с озвученными выше инфраструктурными инвестициями должно позволить российской экономике вернуться к своему потенциалу.

Однако риск, как мне кажется, в этом году заключается в возможности избыточного стимулирования российской экономики. В III квартале 2013 г., по моей оценке, рост ВВП будет по-прежнему находиться ниже отметки в 3% годовых, в то время как общий индекс потребительских цен может устремиться к уровню в 5%. Очевидно, что в такой ситуации возникнет желание продолжить стимулировать экономику через, например, дополнительное снижение процентных ставок или дальнейшее наращивание госрасходов. В результате под риском окажутся цели по инфляции на 2014 г., и успех по ее снижению за последние несколько лет может оказаться перечеркнутым.

По моему мнению, два фактора сыграют решающую роль в реализации или не реализации такого сценария: а) способность Министерства финансов России отстоять устойчивость недавно принятого бюджетного правила (именно ему мы будем во многом обязаны замедлением инфляции в этом году); б) политический вес и степень толерантности к инфляции нового главы Банка России: кандидатура сменщика Сергея Игнатьева должна стать известна уже до конца марта.

Автор - главный экономист по России \"ВТБ капитала\"\r\n.