G7 пообещала не делать валютные курсы мишенью cвоей политики

Опасения о новом витке валютных войн появились после запуска Японией новой стимулирующей программы
Scott Eells/ Bloomberg

Cтраны G7 пообещали не вести валютные войны и предоставить рынку право устанавливать обменный курс. «Мы подтверждаем, что наша фискальная и монетарная политика была и будет направлена только на выполнение наших внутренних целей, а не на управление валютным курсом», - отмечается в заявлении министров финансов и председателей центробанков G7.

В последний раз консолидированная позиция стран «семерки» по валютной политике высказывалась в сентябре 2011 г. Она была более мягкой: страны признали, что избыточная волатильность, беспорядочные движения валютных курсов имеют негативные последствия для экономической и финансовой стабильности, обещали проводить по вопросам валютного рынка тесные консультации и сотрудничать.

Чиновники «семерки» начали высказывать опасения о новом витке валютных войн после действий Японии, которая в начале года объявила о запуске новой стимулирующей программы объемом 10,3 трлн иен ($116 млрд). Фактически действия японского центробанка приводят к резкому снижению курса иены, сетовал первый заместитель председателя Банка России Алексей Улюкаев. С середины ноября иена ослабела на 14% и сейчас находится на минимуме с 2010 г. "Не могу сказать, что, глядя на Японию, я совсем не беспокоюсь", – признала канцлер ФРГ Ангела Меркель.

Самой жесткой была позиция Бундесбанка и Банка Англии. Правительства могут устроить настоящую гонку по ослаблению валют для подстегивания экономического роста, считают они. В 2013 г. целый ряд стран может пойти на девальвацию, обещал председатель Банка Англии Мэрвин Кинг. Есть риск, что правительства по всему миру начнут девальвировать валюты для поддержания конкурентоспособности экономик, солидарен президент Бундесбанка Йенс Вайдман. По расчетам аналитиков UniCredit, рост стоимости валюты на 10% снижает рост ВВП на 0,8 п. п. уже через полгода.

Все понимают, что политика Японии направлена на решение проблемы дефляции, а не на изменение курса валюты, заявил во вторник министр финансов Японии Таро Асо: «Мы не просили G7 выпускать заявление».

В кризис странам удалось удержаться от соблазна стимулировать рост, ослабляя валюты, но тревожных сигналов становится все больше: помимо Японии более агрессивную кредитно-денежную политику проводит Венгрия. ЦБ Венгрии снижал процентные ставки в течение 5 месяцев, в результате форинт за 2012 г. подешевел на 7,8%. Председатели центробанков Норвегии и Швеции пока ограничились словесными интервенциями.