Отток капитала в январе мог составить $10 млрд

Отток капитала за январь мог быть около $10 млрд – на треть ниже, чем год назад. Чиновники рассчитывают закончить год с таким же результатом

Отток в декабре – январе традиционно подскакивает, замечает главный экономист ФК «Открытие» Владимир Тихомиров. Это связано с ростом выплат по обслуживанию внешнего долга, считает Тихомиров. В 2012 г. выплаты по внешнему долгу, по данным ЦБ, составили $187 млрд, план на 2013 г. – $122 млрд, так что можно ожидать, что динамика оттока капитала несколько снизится. Отток в январе мог бы быть и меньше, если бы спрос на ОФЗ оказался выше, замечает аналитик Райффайзенбанка Мария Помельникова, зато в течение года этот фактор еще может способствовать сокращению оттока.

На приток капитала из-за сделки «Роснефти» по приобретению ТНК-ВР рассчитывать не стоит, указывает Помельникова. В конце января агентство Reuters со ссылкой на нескольких банкиров сообщило, что «Роснефть» планирует привлечь $15,7 млрд у международных банков на выкуп 50% ТНК-BP у консорциума ААР. Заем, по всей видимости, будет номинирован в валюте и не будет конвертирован, рассуждает Помельникова.

Отток капитала в январе составил $8–10 млрд – такую предварительную оценку привел вчера директор департамента Минэкономразвития Олег Засов. Ранее замминистра экономического развития Андрей Клепач уже говорил, что в январе ожидает продолжение оттока. В январе 2012 г. из страны ушло $15,3 млрд, годом ранее – $7,2 млрд. Эта оценка не учитывает своповые операции банков, указал Засов. Испытывая дефицит ликвидности, банки в 2012 г. активизировали своповые операции и в момент обмена валюты на рубли в статистике отражалось сокращение иностранных активов банков, а это сказывается на статистике вывоза капитала, объясняет главный экономист HSBC Александр Морозов.

По данным ЦБ, объем своповых операций в 2012 г. достиг $8,8 млрд. То есть с учетом коррекции на свопы отток капитала в 2012 г. составил $65,6 млрд против официального итога в $56,8 млрд. По мере улучшения ситуации с ликвидностью банки перестают пользоваться валютными свопами и ускорение оттока прекращается, говорит Морозов, но в январе свопы по-прежнему могли бы добавить к оттоку еще до $8 млрд. «Эта цифра носит скорее технический характер, и бояться ее не стоит», – успокаивает он.

Российские компании по-прежнему приобретают зарубежные активы, а сопоставимого притока иностранных инвестиций в российскую экономику не наблюдается, констатирует Помельникова. Пока не видно факторов, которые бы запустили приток капитала во втором полугодии, согласен Тихомиров: ни расширения производства внутри страны, ни роста инвестиций. Опрос предприятий, проведенный Институтом Гайдара, показал, что оживления инвестиционной активности в 2013 г. ждать не стоит: половина опрошенных собираются сохранить инвестиции на прежнем уровне, а тех, кто планирует сократить вложения, больше, чем намеревающихся их нарастить.

По итогам года чистый вывоз достигнет около $50 млрд, считают Тихомиров и Помельникова. Таким же был и консенсус-прогноз «Ведомостей», проведенный в январе 2013 г. Но Минэкономразвития традиционно смотрит во второе полугодие с оптимизмом: Засов сказал, что отток капитала по итогам года составит не более $10 млрд, а в лучшем случае и вовсе будет нулевым.