Как небольшим фирмам избежать типичных ошибок при составлении бизнес-плана

Ошибки в финансовом разделе бизнес-плана могут повлиять на перспективы получения и обслуживания кредита, иметь серьезные последствия для реализации конкретного проекта и бизнеса всей компании

Разработчики бизнес-плана зачастую придают значение только финансовому разделу и оставляют без должного внимания остальные его составляющие. Так, например, если автор, сделав акцент на финансовой части, не учел технические нюансы производства продукции, требования по сертификации, ситуацию на рынке, превысив планируемые объемы продаж, то бизнес-проект оказывается под угрозой. Но и здесь можно наблюдать парадокс: несмотря на то что именно финансовому разделу бизнес-плана разработчики уделяют наибольшее внимание, он зачастую не лишен ошибок проектирования.

В отличие от крупных компаний средний и малый бизнес не всегда обладает соответствующими компетенциями и ресурами, чтобы грамотно составить бизнес-план. Между тем ошибки могут повлиять на перспективы получения и обслуживания кредита и, что более важно, иметь серьезные последствия для реализации конкретного проекта и бизнеса всей компании. Попробуем выявить основные и самые опасные из таких ошибок.

Не допускайте завышения показателей эффективности планируемого проекта

Это, пожалуй, наиболее распространенная и серьезная ошибка, которую допускают разработчики бизнес-планов. Основные причины ее возникновения:

• инициатор проекта пытается завысить показатели, чтобы бизнес-план выглядел более привлекательно для финансирующей стороны;

• предприниматель субъективно относится к своему детищу, т. е. настолько впечатлен своей бизнес-идеей, что не замечает негативных нюансов в реализации проекта;

• наемный разработчик бизнес-плана, стараясь угодить заказчику, начинает «рисовать красивые цифры»; это опасно тем, что предприниматель может даже не догадываться, что данные в бизнес-плане неверные.

Если для получения кредита вы представите слишком оптимистичный бизнес-план в банк, тот может поступить аналогично – ориентируясь на ваш красивый проект, составить такой график погашения кредита, которому вы не сможете нормально следовать. Его условия окажутся для вас слишком жесткими, ведь они будут ориентированы на компанию с лучшими показателями доходов. В итоге это отрицательно отразится не только на отношениях с банком и на кредитной истории компании-заемщика, но и на ее бизнесе.

Чтобы добиться объективного мнения о качестве предоставленной в бизнес-плане информации, старайтесь его перепроверять и дополнительно анализировать, привлекая своих сотрудников или внешних специалистов.

Если вы заказываете разработку бизнес-плана в специализированной организации, сразу предупредите разработчиков о недопустимости манипулирования цифрами вне зависимости от того, какой получится результат. Лучше узнать о нерентабельности проекта при подготовке бизнес-плана, нежели на стадии реализации.

Следует разделять прибыльность проекта и положительный поток наличности

Во многих бизнес-планах эти два понятия отождествляются, но в действительности они кардинально различаются, и между ними не всегда существует прямая связь. Оперируя показателями прибыльности за тот или иной прогнозный период, инициатор проекта может столкнуться с проблемами ликвидности и платежеспособности, т. е. с отсутствием денежных источников, необходимых для финансирования проекта в определенный момент времени, и, как следствие, с угрозой невозможности реализации проекта вообще.

Аналогичным образом, оперируя прогнозными показателями движения денежных средств, инициатор проекта может заблуждаться насчет его реальной прибыльности и финансировать убыточный проект.

Разница между понятиями прибыльности и положительным потоком наличности возникает по многим причинам, основные из которых – условия расчета с контрагентами и амортизация. Если предприятие будет заниматься, к примеру, розничными продажами, получая денежные средства по факту осуществления операции, и при этом добьется отсрочки платежа от поставщиков, то у него будет довольно большой запас ликвидности в виде накопившихся денежных средств. Однако этот факт абсолютно не свидетельствует о том, что предприятие работает с прибылью.

И наоборот: если компания с целью привлечения клиентов вынужденно предоставляет контрагентам отсрочку платежа и ей приходится бороться с кассовыми разрывами, это вовсе не значит, что она работает в убыток.

Поэтому всегда нужно разделять эти два понятия и рассчитывать показатели как прибыльности, так и генерирования наличности.

Правильно рассчитывайте прогнозные показатели налогов

Не будем говорить о том, что кроме налогов есть акцизы и таможенные платежи, которые также нужно включать в расчеты, но все эти факты неучета налогов нередко имеют место. Рассчитывайте прогнозные показатели налогов в соответствии с прогнозными ставками налогообложения и нормами налогового законодательства.

Не следует применять в бизнес-плане необоснованные допущения

В прогнозном документе, которым является бизнес-план, без допущений в любом случае не обойтись. Но каждое должно иметь экономический смысл. Например, статья расхода материалов для производства определенного вида продукции должна рассчитываться на основании калькуляции производства этого продукта. Если речь идет о производстве нового вида, то основой для расчета расходов по материалам должна стать калькуляция производства опытного образца.

А что если опытный образец не производился? Тогда возникает встречный вопрос: «Стоит ли в таком случае начинать планирование и реализацию проекта?» Если вы пошли на риск и ответили, что стоит, то жизненно важно найти информацию о производстве аналогичной продукции в мельчайших деталях. В противном случае деньги, вложенные в проект, будут выброшены на ветер.

Не допускайте «стабильности»

В некоторых бизнес-планах иногда можно наблюдать очень стабильную картину относительно расходов, когда и в первом периоде реализации проекта, и на десятый год расходы одни и те же. Люди получают одну и ту же зарплату, которая не отвечает рыночным тенденциям в отрасли, стоимость топлива и материалов одна и та же, затраты на реконструкцию тоже остаются неизменными, при том что основные средства эксплуатируются на протяжении 10 лет.

Необходимо обязательно учитывать все процессы, которые связаны с изменением прогнозируемых показателей: отслеживать тенденции в отрасли, изменение уровня оплаты труда, МРОТ, нормативов, ситуации на рынках в части прогнозируемой стоимости ресурсов и т. д.

Не допускайте перекосов в накладных расходах

Некоторые показатели накладных расходов планировать достаточно просто, например расходы на аренду помещений (особенно если заключен долгосрочный договор аренды). А вот другие - например, командировочные или хозяйственные расходы – не так легко. Но в любом случае они должны быть логично связаны с численностью персонала: не может трудовой коллектив из 250 человек тратить 1000 руб. в месяц на канцтовары.

Не забывайте о простоях производства

При планировании количества основных производственных средств очень редко учитываются дополнительные средства, которые обеспечивают бесперебойный производственный процесс, потому что невыгодно покупать дополнительное оборудование, которое будет простаивать, особенно если оно дорогое.

Но почему-то нередко забывается, что оборудование имеет свойство изнашиваться, выходить из строя, вероятность чего возрастает в геометрической прогрессии по отношению к срокам эксплуатации. Из-за этого случаются дополнительные незапланированные простои. Длительность ремонта, а соответственно, экономические убытки напрямую зависят от сложности оборудования, его роли в производственном процессе, стоимости оборудования и запасных частей, наличия гарантии и сервисного обслуживания и т. д. Все эти параметры обязательно должны быть учтены в расчете срока простоев оборудования и потерь.

Автор - председатель правления банка «Хованский»