Правительство нашло источник финансирования инфраструктуры

С инвесторами, вкладывающимися в инфраструктуру, правительство намерено расплачиваться налогами от проектов

Правительство завершает подготовку изменений в нормативную базу, чтобы запустить новую модель финансирования инфраструктурных объектов – TIF (Тах Increment Financing), заявил на Красноярском экономическом форуме премьер Дмитрий Медведев. Затраты частного инвестора, вложившегося в инфраструктуру, будут компенсированы за счет налогов, полученных благодаря новым проектам, разъяснил он.

Инфраструктурные проекты требуют огромных инвестиций и только бюджетными деньгами не обойтись, объяснил премьер. За три года в России должно быть реализовано 48 крупных инфраструктурных проектов стоимостью 9,6 трлн руб., говорилось в докладе замминистра экономического развития Сергея Белякова, который был направлен в правительство в сентябре 2012 г. С 2013 по 2030 г. Россия потратит на инфраструктуру $1,5 трлн, подсчитывали специалисты McKinsey Global Institute и экспертной группы McKinsey по инфраструктуре.

Сейчас готовятся проекты поправок в постановление о формировании инвестфонда и в закон «О концессионных соглашениях», но когда работа будет завершена, неизвестно, прокомментировал чиновник Минэкономразвития.

Введение TIF в России больше других лоббировал Внешэкономбанк. Он подготовил всю нормативную документацию еще в 2011 г. Но долгое время введение этого механизма не находило поддержки в правительстве, поэтому, когда Медведев упомянул TIF, председатель ВЭБа Владимир Дмитриев не стал скрывать радости. «ТIF даст комплексное развитие территориям. <...> Если вкалывать, все у нас получится», – улыбаясь, говорил он.

Схема такая: частные инвесторы строят объекты на кредитные деньги госкорпорации, а кредит обслуживается и погашается бюджетом – через инвестфонд (он также принимает решение о поддержке, заключает соглашение, осуществляет мониторинг) – за счет дополнительных налоговых поступлений от проекта. Медведев допустил использование инвестфонда.

Инвестфонд был образован в 2006 г. как институт развития инфраструктуры. Сначала он получал существенные средства из федерального бюджета, но в кризис 2008 г. финансирование затормозилось – он стал вкладывать только в небольшие региональные проекты. С момента образования фонд получил из бюджета 336,6 млрд руб., в 2012 г. – только 37,9 млрд руб.

Если система TIF будет сформирована на базе инвестфонда, то Минэкономразвития не удастся воплотить другую идею – создать фонд развития, и тоже на базе инвестфонда, рассуждает чиновник аппарата правительства. При этом министр экономического развития Андрей Белоусов предложил правительству наполнить инвестфонд из федерального бюджета, снизив нормативную величину резервного фонда с 7 до 5% ВВП.

В правительстве обострилась конкуренция за инвестфонд, комментирует федеральный чиновник: сейчас его курирует Минрегион, а если Белоусов создаст фонд развития, то контроль за ним он оставит за собой. У TIF шансов на победу гораздо больше, считает собеседник «Ведомостей»: Медведев вряд ли захочет так быстро менять бюджетное правило, к тому же он склонен поддержать своего ставленника – Игоря Слюняева.

В мире при использовании ТIF расходы инвестора могут компенсироваться за счет налогов не только от его проекта, но и от смежных с ним, рассказывает партнер Ernst & Young Александр Ерофеев, например от строящейся вдоль дороги недвижимости. Одна из главных трудностей – подсчет будущих доходов бюджета, отмечает он. ТIF не панацея, но чем больше появится инструментов предоставления длинных дешевых денег – тем лучше, заключает Ерофеев.

Красноярск