В январе промпроизводство ушло в минус впервые с октября 2009 года

В январе промышленный выпуск сократился на 0,8% к тому же периоду прошлого года, сообщил Росстат. Это первый спад за посткризисный период

Последний раз промышленное производство сокращалось в годовом сравнении в октябре 2009 г. Но тогда тренд был восходящий: индустрия поднималась со дна, спад замедлялся и в ноябре 2009 г. сменился ростом. Сейчас же картина обратная: индустрия ушла в минус после многомесячного замедления роста (с 4% в I квартале 2012 г. до 1,7% в IV квартале). Но спада не ждали: консенсус Reutеrs был 1,7%, «Интерфакса» – 1,5%.

В добывающих секторах спад (к январю прошлого года) составил 1,2%, в обрабатывающих – 0,3%, в электроэнергетике выпуск вырос на 1,8%.

Со снятой сезонностью (к предыдущему месяцу) промпроизводство, по оценке Росстата, сократилось еще сильнее – на 1,5%. Это худшее значение с ноября 2008 г. – начала кризиса, отмечает Дмитрий Полевой из ING: «Январская рецессия индустрии выглядит шокирующе».

Помесячный спад зафиксирован в большинстве видов деятельности, но только в двух это объяснимо, считает Владимир Сальников из Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования. В декабре был погодный скачок потребления электроэнергии, а в январе произошел возврат к нормальному тренду; падение производства напитков могло быть обусловлено повышением акцизов на алкоголь. На остальные отрасли мог повлиять календарный фактор: в январе помимо долгих праздников была короткой первая рабочая неделя и, возможно, часть производств работала не полностью, полагает Сальников. «Чем более прерывистый характер у производства, тем больший спад оно показало в январе», – заметил он. На спад в металлургии, машиностроении и производстве стройматериалов указывали более ранние данные о падении на 6,2% (к январю 2012 г.) железнодорожных грузоперевозок, добавляет Полевой.

Январское падение промпроизводства вызвано скорее разовыми факторами, полагает Александр Морозов из HSBC: в частности, снижение добычи нефти могло быть обусловлено погодными условиями. А если бы не снижение добычи, то в целом промышленное производство не сократилось бы в годовом сравнении – темпы были бы нулевыми, считает он. В обрабатывающей промышленности растет выпуск в отраслях, ориентированных на потребительский спрос, – пищепроме, легкой промышленности, автопроме. Выпуск в машиностроении падает: снижение инвестиционного спроса означает дальнейшее сокращение инвестиций, не исключает Юлия Цепляева из BNP Paribas.

Сохранение роста (в годовом сравнении) в электроэнергетике обнадеживает – это один из важных индикаторов ситуации в производстве, продолжает Морозов. С марта рост промпроизводства возобновится, ожидает он: «Но вопрос – какими темпами». В феврале 2012 г. было 29 дней, в сравнении с ним в этом феврале показатель выпуска останется отрицательным, согласен Сальников: «Но по объемам среднесуточного производства, думаю, увидим отскок». В целом на протяжении года можно ожидать темпов роста промышленности в пределах 1,5–2%, полагает Морозов, Сальников более оптимистичен: 2–2,5%. По итогам 2012 г. рост промпроизводства замедлился до 2,6% после 4,7% в 2011 г.; прогноз Минэкономразвития на 2013 г. – 3,6%.

Январский спад оказался неожиданным, в том числе из-за не предвещавших такой ситуации индикаторов – индексов деловой активности PMI и предпринимательской уверенности Росстата, которые показали улучшение ситуации в январе, напоминает Полевой. Опросы Института Гайдара зафиксировали рост оптимизма в отношении перспектив спроса и выпуска в сочетании с увеличением запасов, достигших 40-месячного максимума: если рост выпуска не будет поддержан спросом, производство остановится. Рассчитываемый Институтом проблем естественных монополий (ИПЕМ) индекс производства в январе продолжил рост, а индекс спроса – падение. Разрыв между спросом и производством может свидетельствовать о предкризисном положении в экономике, предупреждают эксперты ИПЕМ.

Замедление экономики становится все более существенным и явным, констатирует Цепляева: вероятно усиление давления на Центробанк с требованием немедленно снизить уровень ставок. Однако Центробанк, полагает она, будет стойко сопротивляться, пока ускоряющиеся темпы инфляции не пойдут на спад.