ФРС США придется выбирать меньшее из двух зол

В сегодняшнем мире недееспособных политиков у центробанков не останется иного выбора, кроме как сохранять очевидно несовершенный курс денежной политики

Рынки нервно отреагировали на появившиеся в прошлую среду свидетельства того, что руководство Федеральной резервной системы обеспокоено негативными эффектами от проводимой политики количественного смягчения (QE). Но опасения должно вызывать не то, что регулятор прекратит стимулирующую политику в ближайшем будущем, а, скорее, то, что другие органы власти не смогут реализовать сбалансированный и всесторонний подход к решению проблем экономической политики.

Согласно протоколу январского заседания комитета по открытым рынкам (FOMC), на нем обсуждалась возможность того, что ожидаемая «польза» от проведения QE будет сведена на нет растущими «издержками и рисками».

Это часть более широкого спектра проблем, которые вынуждены решать большинство западных центробанков, а также растущее число регуляторов из развивающихся стран. Из-за различных политических диспропорций центробанки оказались в роли проводников экономической политики, и к этой роли они не готовы. Им приходится решать слишком много задач, используя ограниченный набор несовершенных инструментов непрямого действия. И чем дольше это будет продолжаться, тем более масштабными будут «издержки и риски» от проведения QE. В процессе под сомнение будет поставлено доверие к ФРС и ее политическая независимость.

Поэтому многие интерпретировали опубликованный протокол последнего заседания как сигнал того, что ФРС будет досрочно сворачивать политику количественного смягчения.

Это возможно, но маловероятно по двум причинам. Во-первых, вряд ли реакция рынка может заставить ФРС отказаться от проведения QE. В отличие от других стран, банковский регулятор США не меняет направление своей политики в зависимости от колебаний валютных курсов. Инфляционные ожидания со временем будут расти, но вряд ли тревожными темпами. А разумный рост инфляции в сочетании с нынешним режимом «финансовой репрессии» (когда искусственно заниженные процентные ставки фактически субсидируют заемщиков за счет кредиторов) послужит постепенному снижению объемов заимствований в чрезмерно закредитованных секторах экономики.

Во-вторых, в отличие от Японии, где центробанк сейчас подвергается политическому давлению со стороны правительства Синдзо Абэ, американские политики, разделенные на два лагеря, вряд ли будут оказывать давление на ФРС. И не только потому, что они слишком заняты решением проблем с бюджетом, которые сами же и создали. Я подозреваю, они испытывают облегчение от того, что ФРС сосредоточила в своих руках такую значительную часть экономической политики.

Единственная ситуация, при которой ФРС откажется от проведения QE в ближайшее время, — это если темпы роста американской экономики и создания новых рабочих мест достигнут «второй космической скорости». Чтобы это случилось, конгрессу придется генерировать попутные, а не встречные ветры. Если этого не произойдет, выздоровление экономики только за счет ее собственных внутренних факторов займет достаточно продолжительное время.

Однако не похоже, что конгресс в ближайшее время начнет осуществлять согласованные действия. Поэтому на каждом заседании, посвященном определению политики, в течение ближайших месяцев ФРС придется делать непростой выбор: продолжать использовать несовершенные инструменты и нести риск увеличения негативных последствий своей политики или же прекратить ее и поставить под угрозу экономический рост.

В сегодняшнем мире недееспособных политиков центробанки оказываются все дальше от своей привычной сферы деятельности и все в меньшей степени могут отвечать на экономические вызовы оптимальным образом. Разрешить эти противоречия можно лишь проведением согласованной и всесторонней политики, призванной противостоять вызовам для западных экономик — слишком медленному росту, слишком большому долгу и слишком сильным противоречиям между участниками политического диалога. В ее отсутствие у центробанков не останется иного выбора, кроме как выбирать то, что они считают меньшим из двух зол, — а именно сохранять очевидно несовершенный курс денежной политики.

Автор - гендиректор и содиректор по инвестициям Pimco