Росимущество может ограничить права покупателей госактивов

Росимущество может запретить участвовать в приватизации компаниям из некоторых юрисдикций и перепродавать актив в течение года

О дополнительных требованиях к покупателям госактивов Росимущество стало думать после продажи 55% (73,33% обыкновенных акций) порта Ванино, рассказала руководитель ведомства Ольга Дергунова. Купивший акции за 15,5 млрд руб. «Мечел-транс» спустя неделю перепродал их трем офшорам с неизвестными бенефициарами. Сделка законам не противоречит, но нельзя допустить, чтобы в обществе сложилось мнение о непрозрачности приватизации, считает Дергунова.

Контроль за активами после продажи можно обеспечить тремя способами: через «золотую акцию», запрет участвовать в приватизации компаниям из определенных юрисдикций и перепродавать актив в течение года, перечисляет Дергунова. По словам другого сотрудника Росимущества, меры могут применять вместе или по отдельности: «Все зависит от конкретного актива и потенциальных покупателей».

Самая спорная мера – ограничение юрисдикций, ФАС может счесть это нарушением конкуренции, признает Дергунова, пока нет даже проекта списка. Если актив из стратегической отрасли, то проблем с ограничением юрисдикции нет, объясняет сотрудник ФАС, в остальных случаях нужно обоснование. Партнер PwC Наталья Кузнецова советует не ограничивать юрисдикции, а изначально требовать от потенциальных покупателей раскрывать бенефициаров. У России есть соглашения об избежании двойного налогообложения с основными торговыми партнерами, но по ним можно запрашивать информацию только при налоговых расследованиях, отмечает Кузнецова: «Что касается офшоров, то они ничего раскрывать не обязаны».

Ограничивая права инвесторов, государство будет вынуждено продавать активы с дисконтом, признает Дергунова. Мораторий на перепродажу лишает покупателя возможности избежать обязательной оферты миноритариям, объясняет сотрудник Росимущества, сейчас это возможно при перепродаже в течение 35 дней («Мечел-транс» так и сделал, а три новых офшора пороговых значений не превысили. – «Ведомости»). По факту инвестор будет вынужден купить больше, чем планировал, отмечает чиновник.

Такие ограничения скорее всего не оттолкнут потенциальных покупателей, считает инвестбанкир, но механизмы не могут быть универсальными. Дисконт вряд ли будет существенным, продолжает он, если на актив претендует больше одного покупателя, цена будет конкурентной.