Инвесторы ждут послания Баффетта

Сегодня "пророк из Омахи" опубликует ежегодное обращение к акционерам Berkshire Hathaway, в котором многие участники рынка надеются увидеть указания на будущие интересы великого инвестора
D.Morris/ Bloomberg

Принципы инвестирования Баффетта, которые он излагает в своих посланиях, стали объектом для подражания и легли в основу многих стратегий и книг. Тысячи людей каждый год приезжают в Омаху, шт. Небраска, где расположена штаб-квартира Berkshire Hathaway, чтобы услышать его выступление на ежегодном собрании акционеров. Целая доморощенная индустрия предсказателей пытается ответить на единственный вопрос: «Что же предпримет Уоррен Баффетт?»

В новом письме многие надеются найти объяснения мотивов недавно объявленной сделки по выкупу акций Heinz совместно с бразильским фондом 3G Capital. На долю Berkshire Hathaway в этой сделке придется $12-13 млрд. Но на самый главный вопрос «Что же Баффетт сделает дальше?» письмо, вероятно, сможет дать только самый общий ответ. Ясно одно: будут и другие крупные инвестиции. У Berkshire вложения более чем в 70 компаний, однако, по последним данным, компания располагает свободными средствами в размере $48 млрд. Комментируя сделку с Heinz, Баффетт заявил, что он «готов к охоте на очередного слона».

В прошлом году он заявил, что отказался от двух сделок размером $20 млрд каждая. Из информации, раскрытой биржевым оператором NYSE Euronext, следует, что Баффетт по меньшей мере рассматривал возможность предложить ей сделку.

Попытки предсказать следующий шаг Баффетта затрудняются тем, что его стратегия со временем значительно изменилась.

Он создал себе репутацию в период с 1960-х по 1980-е гг., покупая очень дешевые акции. Например, он вложил $11 млн в Washington Post — стоимость этих активов со временем увеличилась более чем в 40 раз. Инвестор, получивший прозвище «пророка из Омахи», покупал компании, которые ему нравились, находились недалеко от его дома или управлялись его знакомыми. Так, в 1969 г. он приобрел страховщика National Indemnity, а в 1983 г. – мебельную компанию Nebraska Furniture Mart. Крупнейшей сделкой Berkshire в тот период стало вложение $700 млн в привилегированные акции Salomon Brothers в 1987 г. как раз накануне краха на фондовом рынке.

В начале 1990-х гг. в своих ежегодных письмах Баффетт стал сообщать, что интересуется компаниями, стоимость которых находится в диапазоне от $2 млрд до $3 млрд. В 1995 г. он удвоил объем активов в портфеле Berkshire, заключив две небольшие сделки, с Helzberg Diamonds и RC Willey Home Furnishings, и одну крупную, выкупив страховую компанию Geico. Berkshire аккумулировала 50% акций Geico еще к 1980 г., потратив на это $45,7 млн. Вторую половину Geico Баффетт выкупил уже за $2,3 млрд.

С тех пор, по данным Dealogic, он приобрел еще 27 компаний стоимостью более $1 млрд каждая.

Роберт Хагстрем, главный стратег Legg Mason Investment Council и автор книги «Путь Уоррена Баффетта», говорит: «Он всегда предпочитал поглощать компании целиком. Это позволяет ему делать то, что он считает важным, — распределять капитал по бизнесам так, как ему кажется правильным».

Среди приобретений Berkshire – производственные, коммунальные, страховые и многие другие компании. Объединяет их то, что Баффетту нравится их бизнес и, как было до сделки с Heinz, качество корпоративного управления на момент приобретения. «Мы не покупаем компанию с целью изменить ее. При инвестировании такой подход срабатывает немногим лучше, чем при заключении брака», – написал Баффетт в письме инвесторам в 1987 г.

Можно предполагать, что семейные компании будут продолжать пользоваться стабильным спросом у Баффетта. Среди его крупнейших приобретений — контрольный пакет конгломерата Marmon Holdings, управляемого семьей Притцкер, и израильский производитель инструментов Iscar. Если когда-нибудь Форрест Марс-младший, владелец корпорации Mars, будет искать инвестора для своей семейной империи, вероятно, Баффетт (ранее помогавший Mars профинансировать покупку Wrigley) будет первым, к кому он обратится.

В последнее десятилетие, когда Berkshire значительно разрослась и ее рыночная капитализация достигла $250 млрд, приоритеты Баффетта изменились. «Он ищет не те компании, которые будут разбрасывать деньги, а те, которые смогут их в себя вобрать», - говорит Томас Руссо из управляющей компании Gardner Russo & Gardner, являющейся акционером Berkshire с 1981 г.

Приобретение в 2009 г. железнодорожной компании Burlington Northern Santa Fe за $39 млрд стало самой крупной сделкой в истории Berkshire. Среди ее активов также есть энергетические и коммунальные компаний, Баффетт инвестирует в прочный капиталоемкий бизнес, предлагающий устойчивый доход и имеющий потенциал для роста. За счет слияний и поглощений к активам Berkshire с 1995 г. добавилось более 130 мелких компаний.

Кое-кто из экспертов полагает, что Баффетт разглядел в Heinz потенциал для дальнейшего слияния с другой пищевой компанией. Среди возможных партнеров называли, в частности, Campbell Soup. Руссо же указывает на Reckitt Benckiser — компанию, работающую преимущественно в фармацевтическом секторе, но владеющую пищевым брендом French's. «Что может быть лучше союза кетчупа Heinz и горчицы French's?» - говорит он.

Другие акционеры тоже заинтересованы фактом партнерства Баффетта и 3G, хоть и затрудняются предсказать, что последует дальше. «Я с волнением и нетерпением жду следующих сделок», - говорит Уитни Тилсон из Kase Capital.

Перевела Надежда Дмитриенко