Земля под инфраструктурные проекты будет изыматься по ускоренной процедуре

Правительство собирается упростить изъятие земли у частных собственников под инфраструктурные проекты, но не по олимпийскому стандарту – до выплаты компенсации участок не отберут
Земля под инфраструктурные проекты будет изыматься по ускоренной процедуре/ А.Махонин/ Ведомости

Росавтодор разрабатывает предложения по реформированию процедуры изъятия и формирования земельных участков, рассказал «Ведомостям» руководитель ведомства Роман Старовойт. «Процедура должна быть аналогична олимпийской», – объясняет он: например, олимпийский закон сокращает по сравнению с обычной процедурой срок уведомления с 12 до 3 месяцев. Также этот закон позволяет в случае несогласия собственника с размером компенсации сначала изъять землю, а затем спорить о сумме в суде.

Разработка таких поправок уже инициирована правительством, рассказывает сотрудник аппарата правительства. Было письмо врио губернатора Московской области Андрея Воробьева премьеру Дмитрию Медведеву с просьбой распространить упрощенный порядок не только на новую Москву, но и на Московскую область для ускоренного строительства инфраструктуры, вспоминает он: «Учитывая, что проблема с инфраструктурой актуальна для всей страны, новый порядок решили сделать общероссийским». С представителями Медведева и Воробьева вчера вечером связаться не удалось.

Предложения по изменению процедуры подготовило Минэкономразвития и направило в правительство. Это поправки (копия есть у «Ведомостей») к законопроекту депутата Мартина Шаккума, принятому в первом чтении еще в 2011 г.

Сейчас собственник земли должен быть уведомлен об изъятии участка не менее чем за год, а забрать участок государство может только после согласования выкупной цены – в досудебном либо судебном порядке. В результате весь процесс с учетом прохождения нескольких судебных инстанций может растянуться на годы.

Поправки сокращают срок уведомления собственника до трех месяцев, но теперь оно должно содержать весь пакет документов, включая отчет об оценке (сейчас такой обязанности нет, отчет могут прислать в последний день). По истечении срока чиновники могут обратиться в суд с иском о принудительном изъятии участка. Но вводить «олимпийский» принцип для всей страны Минэкономразвития не советует: по проекту изъятие происходит по-прежнему только после выплаты компенсации, согласованной сторонами или назначенной судом.

Такой проект действительно разработан, сейчас он согласовывается в правительстве, говорит директор департамента Минэкономразвития Андрей Ивакин. В поправки вошли наиболее рабочие механизмы из законов о подготовке к Олимпиаде и саммиту АТЭС, замечает он, решаются проблемы с изъятием незарегистрированных и неразграниченных участков, земель, сданных в аренду.

Шаккум говорит, что в его законопроекте пункта об изъятии земли до выплаты компенсации также не было. Это действительно позволит радикально сократить сроки строительства инфраструктуры, но вопрос спорный – надо просчитать все нюансы, чтобы не ухудшить положение собственников участков, говорит он. Например, в законе об изъятии земель на территории новой Москвы есть пункт, обязывающий мэрию депонировать на счете размер компенсации, определенный судом первой инстанции, замечает он: так собственнику будет проще получить деньги из казны. Правительственные поправки Шаккум пока не видел. По словам Ивакина, если принятие поправок в нынешнем виде затянется, Минэкономразвития готово поддержать для начала инициативу только по дорогам.

Необходимость такого закона давно назрела, комментирует начальник управления строительства городского округа Химки Евгений Леонов. Процедура изъятия для госнужд четко описана – под какие цели, в какие сроки, говорит он: «Но год для государства – слишком долго». Поэтому Москва, например, всегда использовала кривые схемы, например, компании-заказчику перечислялись деньги, а она договаривалась с собственниками о компенсации, чтобы те освободили землю. Сокращение сроков до трех месяцев будет эффективно со всех точек зрения, уверен он: рано или поздно власти все равно бы изъяли участок, при этом у собственника всегда есть возможность судиться, если он не согласен с оценкой своего имущества.

Выкуп земли – обязанность заказчика, но на практике проблемы ложатся и на подрядчика, объясняет сотрудник крупной инфраструктурной компании: процесс долгий, требуется большое количество согласований, практически на каждом объекте механизм выкупа фактически становится уникальным в зависимости от собственников участков. В Сочи тоже были свои проблемы, считает он: не все собственники были предупреждены заранее, условия считали неприемлемыми и процедура затягивалась.