Минтруд представил формулу нулевого дефицита Пенсионного фонда

Ведомство предлагает повысить взносы, ужесточить права на пенсию, а в случае кризиса задействовать средства фонда национального благосостояния
Jose Manuel Ribeiro/ REUTERS/

Минтруд представил проект будущей «пенсионной формулы» экспертам – участникам рабочей группы по совершенствованию пенсионной системы.

Разработчиков реформы часто упрекали в стремлении “покрыть дыры Пенсионного фонда”, напомнил собравшимся министр труда Максим Топилин: "Лично я в этом ничего плохого не вижу: это нормальная задача – достичь баланса обязательств с ресурсами, которые поступают в систему". Достичь баланса требуется в ограниченных условиях: налоговую нагрузку (доходы) повышать нельзя, сокращать пенсии (расходы) нельзя, покушаться на дополнительные средства федерального бюджета тоже нельзя. Но в итоге пришлось задействовать и то, и другое, и третье: формула предполагает повышение верхнего порога зарплат, с которых уплачиваются взносы; повышение минимального порога участия в пенсионной системе; передачу финансирования базовой части пенсии (ее доля в размере пенсий – 50%) в федеральный бюджет, но без передачи части тарифа. Льготы – а они будут постепенно сокращаться – финансируются также из федерального бюджета. Общий тариф взносов в Пенсионный фонд остается прежним – 22% плюс 10% с зарплат, превышающих верхний порог.

Сохраняются все три части пенсии: базовая, страховая, накопительная, каждая из которых будет регулироваться отдельным законом. Предполагается, что новая система начнет действовать с 2015 г., конвертация уже имеющихся пенсионных прав не приведет к их снижению, заверил замдиректора Института гуманитарного развития мегаполиса Юрий Горлин. Формуле предстоит пройти межведомственные согласования, и уже в марте она должна быть внесена в правительство, сообщил замминистра труда Андрей Пудов: “Идеально было бы уже в этом году принять законы, чтобы был разумный переходный период – 2014 г. – для Пенсионного фонда и для объяснения населению”. Рассматривалось несколько вариантов формулы, добавил Пудов, но именно этот решили взять за основу.

Два порога

Как уже писали “Ведомости” (см. статью “Пенсия за баллы”), предполагается повысить порог зарплат, с которых уплачиваются социальные взносы, в 1,4 раза. Сейчас он ограничен объемом заработка, в 1,6 раза превышающего средний по стране (568 000 в год в 2013 г.); новый потолок – заработок в 2,3 раза выше среднего. Такой порог соответствует среднему показателю по ОЭСР, говорит Татьяна Омельчук из РАНХиГС. В 2013 г., если бы такое повышение уже состоялось, потолок вырос бы до 816 500 руб. в год.

Это означает повышение нагрузки на зарплаты от 47 333 руб. в месяц и выше. Так, в 2013 г. с зарплат 50 000 руб./мес. работодатель платит в Пенсионный фонд 128 160 руб. (124 960 руб. – взнос в 22% с годового облагаемого порога и 3200 руб. – 10% сверх этого порога). При повышении порога в 1,4 раза он заплатил бы 132 000 руб. Нагрузка на зарплаты от 65 000 руб./мес. увеличилась бы на 17,5%, на зарплаты от 70 000 руб. – на 21,4%, на зарплаты от 100 000 руб. – на 16%.

При этом общая нагрузка на фонд оплаты труда вырастет на 4%, сообщил Пудов. “Это много”, – уточнила представитель РСПП Марина Москвина. Неплохо бы обсудить данный пункт с работодателями и сделать анализ отраслевого роста нагрузки, посоветовали эксперты.

Повышение потолка приведет и к повышению пенсий людей с более высоким заработком, указывает Омельчук: при уплате взносов со среднего заработка в течение 30 лет пенсия составит 270% прожиточного минимума пенсионера, при уплате взносов с потолка (зарплат в 2,3 раза выше средних) в течение 30 лет – 530% прожиточного минимума пенсионера. Тем самым новая формула усиливает дифференциацию размера пенсии в зависимости от вклада в пенсионную систему – продолжительности трудового стажа и размера взносов, поясняет Горлин.

Повышается и “минимальный порог”: условия, дающие право на пенсию как таковую. Сейчас для этого достаточно трудового стажа 5 лет. Новая формула предполагает, во-первых, минимальный стаж постепенно поднять до 15 лет. Во-вторых, минимальный размер взносов должен уплачиваться с двух МРОТ: т.е. для права на пенсию надо 15 лет платить взносы не менее чем с двух МРОТ. В-третьих, в отличие от действующей системы право на базовую часть пенсии приравнивается к праву на страховую часть. Для людей, которые не смогли заработать себе минимальные права, авторы формулы предлагают установить социальную пенсию, получать которую смогут женщины с 60 лет, мужчины – с 65 лет.

Работа за баллы

Стаж работы и объем уплаченных взносов пересчитываются в баллы (коэффициенты). Максимум – 1 балл – назначается за год работы при уплате всех 22% в солидарную систему с максимальной зарплаты. Работник, за которого в страховую часть направляется 16% (6% – в накопительную), за год уплаты взносов с максимального заработка получит 0,7 балла, а работник со средней зарплатой – 0,4 балла.

Затем баллы переводят в рубли: стоимость балла меняется ежегодно. В 2015 г. она составит, по предварительным расчетам, около 650 руб. – на эту сумму повышается страховая часть пенсии, – а затем будет ежегодно индексироваться. Размер индексации определяется соотношением собранных Пенсионным фондом доходов к его расходам; баланс бюджета ПФР будет нулевым.

«Человек будет знать, сколько у него коэффициентов, какая их стоимость, и сможет легко рассчитать [размер своей пенсии]”, – уверен Горлин.

Стоимость баллов снижаться не может: в случае если расходы превысят доходы, разницу можно компенсировать из средств фонда национального благосостояния, предлагают разработчики. Правда, расчеты показывают, что такого не случится, только если не грянет кризис. А кризиса до 2030 г. тоже не планируется, считают они, ссылаясь на прогноз Минэкономразвития (хотя прогноз не исключает возможности нового мирового кризиса уже в 2017-2018 гг.).

Наконец, формула предполагает стимулировать более поздний выход на пенсию, устанавливая добавочный коэффициент за каждый год работы сверх пенсионного возраста, – официального повышения возраста не предполагается. За 5 “лишних” лет сверх пенсионного возраста можно увеличить свою пенсию почти до полутора раз, следует из расчетов.

"Нельзя ли попроще?"

Объяснить эту формулу будет невозможно, сокрушается сенатор Валерий Рязанский: “Можно ли попроще, чтоб понятнее работнику?” Наше население 50 лет живет в парадигме “стаж и рубли”, а тут какая-то новая система, рассуждает он. Люди привыкли считать не взносы, а зарплаты, поддержал секретарь Федерации независимых профсоюзов Игорь Шанин. “По-другому мы считать не научим”, – сомневается он. Коэффициенты уже были в 1990-е, напомнил Горлин, в самой формуле не много нового.

Кроме того, есть понятие равенства прав, которое не умаляется желанием сэкономить бюджетные средства, замечает Шанин. Формула предполагает, что работающие пенсионеры продолжат платить взносы, но на размер их пенсии – поскольку она уже назначена – это не повлияет; такой подход может быть признан неконституционным. Если возвращать человеку все то, что заплатил работодатель, то стимулировать более поздний выход на пенсию будет дороже, чем не стимулировать вообще, – тогда нужно просто повысить пенсионный возраст, а это невозможно, парирует Омельчук. Принцип “сколько заплатил – столько получил” соответствует накопительной системе, а в солидарной, наоборот, неприемлем, указывают чиновники Минтруда.

“Чудес не бывает – у нас три источника: работодатели, федеральный бюджет либо уменьшение пенсий”, – замечает глава ПФР Антон Дроздов. Его единственное пожелание разработчикам формулы – законодательно прописать ежегодную индексацию пенсий на уровень не ниже инфляции. "А если не будет средств?" – уточнил директор департамента Минфина Владимир Зеленский. Тогда возьмем в фонде национального благосостояния, ответили ему. "Но это же вариант для кризиса, а не текущей нехватки?" - продолжил уточнять Зеленский. В расчетах текущей нехватки не возникает, заверил Пудов.

У Минфина и Минэкономразвития есть сомнения по поводу повышения нагрузки на работодателей. Нужно смотреть не ее общий рост, а нагрузку по целевым группам, отметил Зеленский. Под целевые группы могут попасть в том числе и бюджетники – медицинские работники, преподаватели, которым предполагается к 2018 г. существенно повысить зарплату.

Кроме того, повышение зарплатного порога может дестимулировать развитие пенсионных накоплений, заметил Зеленский: “загоняя” средний класс в солидарную систему, можно вывернуть ему руки, не давая отраслям развивать корпоративные пенсионные программы. “Аналогично – с минимумом: у кого-то зарплаты меньше двух МРОТ, и надо понять, по каким отраслям это ударит”, – посоветовал Зеленский.

“А рост налоговой нагрузки будет ли чем-то компенсирован? А каким образом ограничение в виде минимального балла, равного 1 МРОТ, соотносится с ограничением в виде минимального взноса, равного двум МРОТ? – поинтересовался директор департамента Минэкономразвития Максим Карагодин. – Можете пока не отвечать, подумайте”.

Ограничение по минимальному тарифу может загнать экономику в тень, но и платить в ПФР три копейки – тоже не вариант, рассуждает Владимир Назаров из Института Гайдара: “Что касается потолка – вопрос тоже открытый: если повышать, то тогда надо думать о снижении тарифа обратно до 20%”.