Неэффективность раздутого госсектора – главная причина замедления роста экономики

Пока правительство не прекратит вливать в госсектор деньги, не реализуя необходимые реформы, экономика продолжит функционировать по инерции

Согласно предварительной оценке Росстата, номинальный ВВП в 2012 г. увеличился на 11,7% до 62,4 тлрн руб. ($2 трлн). При этом в реальном выражении рост замедлился с 4,5% в первом полугодии 2012 г. до 2,5% во втором (а в IV квартале 2012 г. – до 2,1%). Не исключено, что фундаментальные причины замедления роста кроются в ускорении инфляции, которая привела к повышению номинальных процентных ставок на денежном рынке и удорожанию заемных средств для частного сектора на фоне увеличения объемов госзаимствований во втором полугодии. В результате всех этих факторов экономическая активность снизилась, особенно в инвестиционном и строительном сегментах. Согласно официальной оценке, рост ВВП в реальном выражении в 2012 г. составил 3,4%.

Усиление государственного вмешательства в экономику страны уже не раз сказывалось на темпах экономического роста. На этот раз государство прибегло к слишком активным заимствованиям. В прошлом году ситуацию усугубил тот факт, что бюджет исполнялся с профицитом на протяжении большей части года и остался сбалансированным по итогам всего года, при этом правительство одновременно осуществляло масштабные заимствования на внутреннем рынке с целью пополнения Резервного фонда. Вследствие этого ставки овернайт выросли примерно на 200 базисных пунктов, повысились инфляционные ожидания и в конечном итоге ускорилась сама инфляция. Наряду с искусственным ускорением инфляции такое вмешательство привело к существенному замедлению активности в корпоративном секторе.

Статистические данные показывают, что высокий уровень инфляции в значительной степени поддерживается постоянным ростом госрасходов, которые правительство выделяет крайне неэффективному и практически не реформируемому бюджетному сектору. Таким образом, неэффективность раздутого госсектора и является главной причиной замедления роста экономики. Помимо этого уместно напомнить, что в прошлом году индексация административно регулируемых тарифов для «нереструктурированных» госмонополий существенно превысила уровень «прогнозируемой» инфляции, и в текущем году также не следует ожидать существенных изменений – тарифы будут расти высокими темпами.

В 2012 г. производительность труда в госсекторе существенно не изменилась, при том что расходы правительства вновь возросли. При этом надо отметить, что в целом по экономике производительность труда стабильно повышалась, пусть и весьма умеренными темпами. В этой области России еще есть над чем работать, так как производительность труда пока составляет лишь треть от соответствующего показателя в развитых странах. Это не означает, что госсектор в других странах высокоэффективен, однако важно то, что инфляция в российском госсекторе при отсутствии явных признаков роста генерирует (в своем сегменте) порой 15–30%-ный рост цен (о чем можно судить, например, из соответствующих дефляторов элементов ВВП). А это существенно выше среднего значения в экономике.

До тех пор пока правительство не начнет серьезно решать эту проблему и не прекратит вливать в госсектор деньги без реализации необходимых реформ, экономика продолжит функционировать по инерции, а экономический рост по-прежнему будет замедляться.

Что касается этого года, то ускорению темпов экономического роста может поспособствовать увеличение экспорта, особенно в металлургическом секторе, если улучшится ситуация в мировой экономике. Многое также будет зависеть от динамики сельскохозяйственного сектора. В целом годовой темп роста ожидается в диапазоне 3-3,5%. Впрочем, разница между темпами роста в 3% и 3,5% порой выглядит статистически неразличимой.

Автор - главный экономист, управляющий директор "Сбербанк CIB"