ЦБ смягчит монетарную политику

Монетарная политика обречена на смягчение. Угроза стагнации и дефицита ликвидности предопределяет сокращение ставок, возможно, еще при старой команде ЦБ
Смягчение политики ЦБ произойдет не из-за кадровых перестановок, а по объективным причинам/ М. Стулов/ Ведомости

Сокращение ставок произойдет, скорее всего, в июне-июле, как только Эльвира Набиуллина вступит в должность, считает Наталия Орлова из Альфа-банка. Это не стоит воспринимать как сигнал, что новый председатель ЦБ – сторонник мягких мер, указывает она. Во-первых, снижение необходимо и произошло бы независимо от кандидатуры нового председателя, во-вторых, инфляция останется на пике до апреля-мая, наконец, у Набиуллиной, бывшего министра экономики, есть четкие представления о важности внутренних сбережений, перечисляет Орлова. Напротив, назначение Набиуллиной означает, что снижения ставок не стоит ждать ранее октября, считает Александр Морозов из HSBC: ей придется быть более жесткой, чтобы подтвердить неизменность курса ЦБ на инфляционное таргетирование и его независимость. Но ранее октября смягчение и не требуется, считает он: инфляция может остаться выше 7% все первое полугодие, тогда как экономика продолжает рост в пределах своего сжавшегося тренда.

Необходимость смягчения монетарной политики предопределена экономическими причинами, но политический фактор – выбор нового председателя ЦБ – может как ускорить, так и отложить начало снижения ставок, считают аналитики.

После резкого торможения экономики во второй половине прошлого года в том, что начало 2013 г. окажется не лучше, не сомневался практически никто из экономистов, включая Минэкономразвития, ожидающего роста ВВП в течение полугодия в пределах 2,5%. Но ситуация может оказаться и хуже. «Наша модель прогнозирует рост на 1% во II квартале после 1,4% в первом», – сказал Иван Чакаров из «Ренессанс капитала». Если прогноз реализуется, это значит, что экономика будет сокращаться два квартала подряд (в поквартальном сравнении), формально это рецессия.

Другие индикаторы такого пока не сулят: опережающий индекс Центра развития ВШЭ (включает в себя показатели спроса и запасов в промышленности) предвещает скорее стагнацию или даже небольшое ускорение экономики. Но статистика начала года показывает сокращение выпуска по широкому кругу производств, сокращение роста потребительского спроса; более того, снижаются цены на сырье. Финансовые ограничения приводят к торможению инвестиций, добавляет Юлия Цепляева из BNP Paribas. Начала расти безработица. Даже небольшое снижение ставок ЦБ могло бы дать банкам сигнал к смене тренда, а реальный сектор мог бы использовать подешевевшие кредитные средства для расширения производства, считает директор Центра конъюнктурных исследований ВШЭ Георгий Остапкович.

«Условия для смягчения монетарной политики готовы», – считают аналитики Societe Generale. Преодолеть торможение роста без дополнительного стимула невозможно, а он сейчас один – монетарный, убеждены они, ускорить рост помогут структурные реформы, но эффект будет не сразу; поддержки со стороны Минфина ждать не стоит – бюджет очень жесткий; валютная политика нейтральна. На фоне дальнейшего ослабления экономики первое снижение ставок произойдет в III квартале, ожидают в Societe Generale. К июню инфляция упадет ниже 7%, сделав смягчение возможным, согласна Цепляева, к тому же ЦБ, вероятно, больше сфокусируется на росте экономики.

Уже сейчас ставки рынка выше 6% с премией к ставке аукционного репо в 5,5%, рост потребности в финансировании приведет к еще большему удорожанию денег, фактически – еще большему ужесточению денежно-кредитной политики, отмечает Максим Орешкин из «ВТБ капитала». А во втором полугодии ужесточится еще и фискальная политика, тогда как сезонный пик спроса на ликвидность приходится как раз на октябрь-ноябрь. Если ничего не предпринять, комбинация двух факторов – монетарного и фискального – может привести к остановке экономики и даже рецессии, рассуждает Орешкин: «Снижение ставок в этом году просто необходимо по объективным экономическим причинам». Не исключено, что это произойдет уже в апреле, ожидает он: данные начала марта показывают, что инфляция пошла на снижение. Лучше, чтобы смягчение монетарной политики началось при прежней команде ЦБ и не ассоциировалось с назначением нового председателя, добавляет Орешкин.