Секвестр бюджета вряд ли спровоцирует стагнацию в экономике США

В нынешнем году умеренный и уверенный рост при исторически невысоких процентных ставках может стать главной темой для американской экономики и рынка

Новости, приходившие из США в последние несколько недель, отличались существенными противоречиями. С одной стороны, после отсрочки в решении вопроса о потолке суверенного долга и повышения налогов на наиболее состоятельные домохозяйства конгресс оказался неспособным принять меры по отсрочке секвестра бюджета, предусмотренного компромиссом по госдолгу, принятым в августе 2011 г. 1 марта Барак Обама «с тяжелым сердцем» подписал распоряжения о начале секвестра федерального бюджета США, в соответствии с которыми в оставшиеся до конца сентября месяцы расходы должны быть урезаны на $85 млрд. Однако несмотря на апокалиптические заявления из Вашингтона и столиц штатов, звучавшие весь февраль, пока обстановка остается нормальной. Финансовые рынки пребывают в позитиве - нет бегства в качество, индексы акций пребывают на посткризисных максимумах. На наш взгляд, у такого оптимизма есть несколько причин.

Во-первых, сам секвестр затрагивает далеко не всю расходную часть бюджета. Под сокращение не попадают пенсионные расходы и львиная доля расходов на оплату медицинских услуг для пенсионеров, сирот и инвалидов (крупнейшая статья федеральных расходов, существенная часть которых идет через специальные внебюджетные страховые программы). 95% сокращений придется на «плавающие» статьи военных и гражданских расходов, составляющих всего около 30% от общих расходов американского федерального бюджета. Администрация старается избежать необратимых мер: к примеру, среди гражданского персонала Пентагона (около 800 000 человек) массовых увольнений не будет, но планируются поголовные отправки в неоплачиваемые отпуска на несколько дней в месяц. Сами бюджетные сокращения во многом носят демонстративный характер (вроде отказа от экскурсий по Белому дому или уменьшения часов работы национальных парков). Сокращение федеральных расходов на 2%, растянутое во времени, – это проблема, но не катастрофа. Учитывая размеры и значимость частного потребления для американской экономики (более двух третей ВВП), рост на 2 процентных пункта социальных взносов с работников, возникший после отмены временного сокращения, может сыграть едва ли не большую роль.

При этом сверхнизкие процентные ставки и объективные демографические факторы, а также снижение издержек на природный газ и топливо начали позитивно сказываться на экономической активности и опосредованно на рынке жилья. После пяти лет падения и стагнации цены на жилье в прошлом году поднялись более чем на 5%, а в некоторых мегаполисах и еще сильнее. Вновь выросла активность в строительном секторе, что позитивно влияет на занятость. В феврале было создано почти 240 000 рабочих мест, а безработица упала до 7,7%, достигнув уровня декабря 2008 г., – до инаугурации президента Обамы.

В ближайшие месяцы американская экономика будет испытывать влияние нескольких факторов. Активность в частном секторе скорее всего продолжит улучшаться, поддерживаемая процентной политикой ФРС. Снижение безработицы будет более медленным, поскольку часть безработных, ранее утративших надежду на устройство, возвращаются к его поискам. Бюджеты муниципалитетов и штатов скорее всего также продолжат экспансию, поддержанную увеличением собираемости налогов на имущество и с продаж, составляющих костяк доходов этого уровня. Федеральный бюджет также движется к сокращению дефицита за счет роста доходов, но расходная часть по политическим причинам будет стабильна. В итоге рост в этом году будет умеренным, но значительно лучше, чем в еврозоне или же Японии.

Следующий год представляется более интересным. Во-первых, начинается запуск реформы здравоохранения в полном объеме, а она затрагивает около 17% американского ВВП и практически все работающее население страны. Реформа и изменение структуры занятости, появление новых государственных и частных структур, штрафы за неприобретение страховок – все это скорее всего окажет существенное влияние на рост, но направление и масштаб изменений пока остается непредсказуемым, как и реакция работодателей на нововведения.

Во-вторых, уровень безработицы к середине следующего года может приблизиться к 6,5%, то есть уровню, по достижении которого ФРС скорее всего начнет повышать ставки и сворачивать программы количественного смягчения. Процесс такого выхода может быть как малоприятным (по аналогии с 1994-1995 гг.), так и вполне организованным и безболезненным (как в 2004-2006 гг.). Пока не понятно, будет ли переназначен Бен Бернанке, а новый глава ФРС может существенно скорректировать не только общую политику, но и применяемый инструментарий.

В-третьих, политическая обстановка (разделенный конгресс) может не позволить использовать идеальные условия для реформы иммиграционного законодательства (последние годы чистая нелегальная миграция в США впервые за много десятилетий равна нулю или отрицательна).

Скорее всего возможности федеральных властей для активной политики будут ограничены, но в нынешнем году умеренный и уверенный рост при исторически невысоких процентных ставках может стать главной темой для американской экономики и рынка.

Автор - старший аналитик по долговым рынкам «Уралсиб кэпитал»